Морская орнитология 2006

Так случилось, что в нынешнюю навигацию объединились два моих самых больших увлечения,- яхтинг и орнитология. Ко мне обратилась Лаборатория охраны и экологии птиц Биологического института СПбГУ под руководством профессора Георгия Александровича Носкова с просьбой - помочь осуществить яхтенную орнитологическую экспедицию для исследования акватории Финского залива в районе острова Гогланд – бухта Портовая, что на северном побережье. Экспедиции предстояло изучить возможное влияние прокладки газопровода - что пройдет по дну Балтийского моря в Европу,- на массовую миграцию птиц, проходящую здесь в весенне-осенний период. Сроки плавания определили на 15 сентября – 15 октября.
В этом году яхта базировалась на порт Выборгской яхтенной ассоциации; швартовалась у набережной моста, что у Выборгской крепости. Удобная бухта Выборга защищена от всех ветров и находится в центре города. В 15 минутах ходьбы ж/д вокзал, рядом парковки для автомобилей, магазины и т.д.
Маршрут плавания: Выборг – острова Малый Фискар – архипелаг Большой Фискар – остров Гогланд – бухта Портовая – Выборг. По заданному маршруту планировалось постоянное плавание. Во время сильных встречных ветров добирались только до бухты Портовая, чтобы обследовать ее. Иногда и этого не удавалось. Осень с ее западными ветрами давала себя знать. Тогда обследовали Выборгский залив: полуостров Кипперорт, острова Вихревой, Густой, Песочный.
В одно из плаваний, на острове Вихревой, были оштрафованы морскими пограничниками, так как Вихревой не был внесен в перечень островов, разрешенных нам для посещения.
Громадное впечатление произвел остров Гогланд,- своей красотой, мощью, обилием летящих птиц… Десять лет ежегодно проходили мы мимо Гогланда в заграничные плавания, мечтая попасть на некогда закрытый для посещения остров. Гогланд расположен на самой границе России, Эстонии и Финляндии, в 100 милях от Санкт-Петербурга и в 70 милях от Выборга. Остров шириной в 2 км, длинной в 14 км, как щитом закрывает территориальные воды России; три его высокие скалы видны на многие мили. Именно на этом острове снимался знаменитый фильм «Земля Санникова», красотой, девственностью своей природы покоривший многих.
Для плавания на остров можно воспользоваться услугами фирмы «Гогланд» (тел.329-54-59), которая возьмется в недельный срок получить для Вашей яхты пропуск.
Единственная бухта находится на северо-востоке острова, ограждена молом; оба светящиеся створа бухты видны только с близкого расстояния, на самом подходе к гавани.
При встречном ветре нам не хватило светового дня, чтобы прийти засветло. На подходе к бухте GPS показала погрешность в два кабельтова. Пришлось идти вдоль береговой линии, ориентируясь по изобате глубины.
В гавани установлены современные причальные понтоны – 1000 рулей/сутки; у старого полуразрушенного пирса можно стоять бесплатно, но без удобств. Фирма Гогланд имеет гостиничный корпус, расположенный на берегу гавани, бар и сауну. Сауна отличнейшая!

Остров Гогланд

Максим Антипин

Остров Гогланд (англ.- Hogland) является условной границей Финского залива. Восточнее Гогланда начинается настоящее море. Балтийское море с его спокойным «балтийским» темпераментом и загадочной русской непредсказуемостью является уникальным звеном, соединяющим многие страны Европейского континента. Географически остров Гогланд находится между Финляндией и Эстонией. Ночью с северной скалы (высотой около 110 м) хорошо просматриваются огни города Котки (Kotka); а если воспользоваться портативным биноклем или зрительной трубой, то можно увидеть белоснежные ветряные электрогенераторы, расположенные вблизи города Хамина (Hamina). Рядом с Гогландом расположено несколько островов: Ротшер, Виргины, Большой Тютерс. Каждый из них уникален и неповторим своей красотой и загадочностью. Все острова, расположенные в данном регионе, имеют вулканическое происхождение и появились на свет во время формирования Балтийского кристаллического щита в архейскораннепротерозойское время (4,5 – 2,5 млрд лет назад). Основной состав пород, слагающих остров, – граниты, гранодиариты и габбро. Вдоль острова по дороге, соединяющей Северный и южный маяки, проходит геологический разлом. По словам геоморфологов, сопка проф. Попова является старым, сильно разрушенным телом древнего вулкана.
Долгие годы остров активно обследовался геологами и геоморфологами. В результате проведенных работ установлен ряд интересных открытий. К примеру, в бухте Лимонникова в жилах кварца обнаружены следы золота, а также комплекс ценных с геологической точки зрения минералов. На настоящий момент в Северо-Западном геологическом центре разрабатывается проект о разработке и экспорте пород на данной территории.
За продолжительную историю сильно изменился не только геологический облик острова, более быстрыми темпами менялся видовой состав растительного и животного мира. В настоящий момент фоновыми видами растений являются яркие представители средней тайги. Из древесных пород это ель европейская, покрывающая почти всю площадь острова. Вдоль дорог и озер, а также в южной деревне произрастают мелколиственные и широколиственные породы. На спутниковых снимках хорошо просматривается светло-зеленое пятно в юго-восточной части острова. Это красивейшая ясеневая роща в районе южной деревни.
Животный мир острова достаточно скуден. Из крупных млекопитающих здесь живут зайцы и лисы. В годы с устойчивым ледяным покровом видовое разнообразие острова может пополняться сбежавшими из питомников белохвостыми оленями и редким хищником - рысью. Единичные встречи данных видов описаны местными жителями в разные годы.
На острове имеется 5 живописных озер, образованных в естественных углублениях скал и имеющих питание только за счет талых и дождевых вод. Самое маленькое озеро (пятое) расположено между скал, покрытых густым лесом. Без GPS-навигатора это озеро почти невозможно найти.
Находясь на границе нескольких государств и являясь стратегическим объектом, остров на протяжении всей истории постоянно менял «хозяев». Был долгое время под Швецией, затем отдан Финляндии, после стал частью Российской империи. Несмотря на все политические баталии, население Гогланда всегда составляли преимущественно финны. Две деревни располагались в южной и северной частях острова. Население острова занималось в основном ловлей рыбы и промыслом тюленей. По сей день среди пышной растительности острова сохранились живописные фундаменты финских домов, сложенные из гранитных окатанных валунов и ровных кубических плит. В настоящее время силами туристической фирмы «Гогланд» в юго-восточной части острова частично реконструируется первичный облик национальной финской деревни.
Гогланд известен и своей военной историей. Вблизи острова происходило множество морских боевых сражений. Наиболее яркие из них – сражение флота Петра 1 со шведами, в результате которого шведский флот потерпел полное поражение. Во время Великой Отечественной войны остров являлся мощным укрепрайоном с многочисленными проволочными заграждениями, большим количеством ДЗОТов и ДОТов. На Северной и Южной скалах находились артиллерийские наряды. Артиллерия острова контролировала южный и северный фарватер. Из-за нехватки боеприпасов и продовольствия остров не удалось оборонять слишком долго. Гогланд был занят финнами, а впоследствии перешел в распоряжение немецких войск. На протяжении войны Гогланд являлся стратегическим перевалочным пунктом. Здесь находились огромные склады боеприпасов, аэродром и мощная артиллерия. В конце войны остров был освобожден советскими войсками и долгое время носил статус закрытой приграничной территории. В послевоенные годы происходило активное разминирование острова, были очищены минные заграждения, убрана большая часть проволочных преград. Несмотря на это, остров по-прежнему таит в себе много опасностей. Во время периодических лесных пожаров дают о себе знать неразорвавшиеся авиационные бомбы и артиллерийские снаряды, затерявшиеся между многочисленными расселинами скал и надежно спрятанные многолетним слоем мха и травянистой подстилкой.
Во времена Советского Союза на острове базировались части ПВО, ВМФ и погранслужба. Радары ПВО контролировали почти все воздушное пространство Балтийского моря. После окончания Холодной войны и развала СССР военные части, находившиеся на острове, были расформированы, а строения и жилые дома военнослужащих заброшены. В память о холодной войне на сопке им. профессора Попова и по сей день, располагается полуразрушенные радарные установки комплекса S 100.
В настоящее время остров активно осваивается туристической фирмой, которая уже построила ряд гостиничных комплексов европейского уровня с полностью автономной инфраструктурой. Для того чтобы быть всегда на связи, на острове поставлены вышки мобильных операторов Megafon и МТС (данные на осень 2006 г.).
Несмотря на хорошо просматриваемые навигационные ориентиры (северный и южный маяки) акватория острова является сложной для навигации судов. Свидетельство этому большое число затонувших кораблей и парусных шхун, не справившихся с управлением во время шторма или налетевшие в темное время суток на подводные скалы. На кладбище в северной бухте находятся могилы членов экипажа судна «Америка», которое потерпело крушение вблизи острова.
В царские времена, дабы обезопасить навигацию в районе острова, на севере и юге Гогланда были построены тридцатиметровые маяки. Северный маяк был разрушен во время Великой Отечественной войны. Вместо него на северной скале был возведен первый в истории России чугунный маяк. По сей день яркий и ухоженный маяк является надежным ориентиром для проходящих мимо судов, луч маяка виден на акватории за несколько десятков километров.
Южный маяк можно смело назвать памятником архитектуры. Построенный в 1905 г. маяк функционирует и по сей день. Рядом с раритетом возвышается 84-метровый навигационный комплекс, красно-белый металлический красавец. Введенный в эксплуатацию в начале 2006 года, великан является частью Российской навигационной системы, служащей для безопасного проведения нефтеналивных танкеров по водам Балтики.
Отечественная наука также не обделила вниманием Гогланд. Именно здесь был установлен первый сеанс беспроводной радиосвязи. Сеанс радиосвязи осуществил профессор Попов. Связь была установлена между финским городом Котка и севшим на мель вблизи острова Российским кораблем. В северной части острова находится геодезический знак «Гогланд -Z».
С подробными спутниковыми снимками местности и фотоматериалом привязанным к системе координат можно ознакомиться скачав программу Google Earth (
http://www.panoramio.com/). Фотоальбом «Гогланд» (фото Максима Антипина) http://www.photoresurs.ru/Gogland_baltika

Наблюдения за осенней миграцией и стоянками птиц по трассе Северо-Европейского газопровода

Максим Антипин

Визуальные наблюдения за миграцией и стоянками птиц на акватории северной части Финского залива проводились в период с 16 сентября по 7 октября 2006года. Определение мест стоянок, а также выявление и уточнение прохождения основных миграционных путей птиц относительно зоны влияния морской части Северо-Европейского газопровода являлось целью и задачей наших исследований. Оценка численности птиц на стоянках, а также определение численности транзитных мигрантов осуществлялась при помощи общепринятой методики учета водоплавающих птиц. Дополнительно, во время остановок на островах, нами проводились и береговые учеты при помощи длиннофокусной оптики (зрительная труба Yukon 8-100x).

Результаты наблюдений

Миграция гагар (Gavia) была активной только в отдельные дни визуальных наблюдений. Пролет краснозобой гагары (G. stellata) отмечен в более ранние сроки (третья декада сентября) относительно сроков миграции чернозобой гагары (G. arctica) Численности мигрирующих птиц была, как правило, невысокой. Так 29 сентября удалось зарегистрировать около 85 особей данного вида. Основные скопления краснозобых гагар отмечены за пределами зоны влияния, на акватории, прилегающей к полуострову Киперорт, а также в южной части Выборгского залива. По нашим представлениям основной маршрут осенней миграции данного вида имеет четкую направленность от северной точки полуострова Киперорт на острова Бол.Тютерс и Мал. Тютерс. Таким образом, пролет данного вида проходит южнее острова Соммерс, т.е. за пределами зоны экологического влияния газопровода. Чернозобая гагара отличалась на пролете относительно высокой численностью и более широким спектром направлений движения стай. Нами установлено, что места скоплений данного вида в северной части Финского залива, как правило, не коррелируют с величиной глубин. Так, скопления птиц до 10 особей, а также отдельно сидящие птицы были отмечены на акватории с изобатами до 60 метров. Таким образом, можно предположить, что мелководные прибрежные участки и акватория банок являются непостоянными местами скопления гагар.
Лебеди во время осенней миграции были представлены двумя видами малый (Cygnus bewickii) и кликун (С. Cygnus). Данные виды отмечались нами в хорошо защищенной от ветра бухте Портовая, а также на акватории между островами архипелага Бол. Фискар. За время наблюдений на акватории залива миграционная активность данных видов не выявлена.
Немногочисленные стаи гусей (Anser) пересекали северную часть акватории Финского залива широким фронтом. Стоянки, кратковременные остановки гусей на побережье и на островах не выявлены.
За всё время наблюдений казарки (Branta) оказались наиболее многочисленной группой птиц, пересекающих район исследований транзитом. Численность стай белощекой (B. leucopsis) и черной казарок (B. bernicla), одновременно перемещающихся над изучаемой акваторией, могла достигать 1000 особей. Миграция данных видов осуществлялась широким фронтом. Предпочтение направлений для обоих видов казарок во время движения было преимущественно одинаковым (200-240°). Однако, достигнув острова Соммерс, стаи мигрирующих птиц разделялись. Стаи черной казарки резко меняли азимут и удалялись в более южных направлениях, облетая остров Гогланд с южной стороны. Большинство стай белощекой казарки не изменяла направлений и пересекала остров Гогланд в северной его части или же проходила в нескольких километрах севернее острова. Кратковременные остановки белощекой и черной казарки на акватории наблюдались в 30 км северо-западнее острова Гогланд в пределах зоны влияния. Более многочисленной на таких стоянках оказалась черная казарка – около 600 особей.
Скопления речных уток периодически отмечались в бухте Портовой, а также вблизи островов Малый и Большой Фискар. Более многочисленным видом из речных уток, останавливающихся в пределах исследуемой территории, оказалась свиязь (Anas penelope). Отдельные скопления данного вида достигали 220 особей.
Многочисленной группой во время осеннего пролета оказались нырковые утки. Большая часть этих птиц во время исследований проходила над акваторией без остановок. Некоторые виды гоголь (Bucephala clangula), морянка (Clangula hyemalis) задерживались на непродолжительное время в защищенной от ветра акватории островов Мал. Фискар, Бол. Фискар, Соммерс и Гогланд. Скопления морянки, достигающие в отдельные периоды численности 200 особей, наблюдались и в южной части Выборгского залива.
Миграция чаек над акваторией северной части Финского залива не носила массового характера. Более многочисленным видом оказалась сизая чайка (Larus canus). Основные скопления данного вида отмечены нами на архипелаге Большой Фискар, а также в южной части Выборгского залива. Отдельные особи серебристой (L. argentatus), морской чаек (L. marinus), клуши (L. fuscus) регистрировались нами преимущественно вблизи материка и островов Мал. Фискар, Бол. Фискар, Соммерс, Гогланд.
Миграция воробьиных птиц над акваторией Финского залива не носила массового характера. За всё время наблюдений отмечены лишь отдельные особи желтых трясогузок (Motacilla flava), пытающихся пересечь акваторию залива в юго-западных направлениях.
В результате проведенных исследований в зоне экологического влияния Северо-Европейского газопровода удалось выявить места скоплений, а также уточнить и откорректировать прохождение основных миграционных маршрутов для некоторых ключевых околоводных и водоплавающих видов птиц.

Закончив орнитологическую экспедицию, яхта благополучно была переправлена на зимнюю стоянку в Питер, где и начались многочисленные мытарства, но об этом как-нибудь в следующий раз.

Список участников экспедиции:
1. Капитан яхты "Мирабель" Андрей Деркач
2. Помощник капитана Ждан Замулин
3. Заведующий лабораторией Экологии и охраны птиц Биологического НИИ СПбГУ, д.б.н. профессор Носков Георгий Александрович
4. Заведующий лабораторией зоологии позвоночных Биологического НИИ СПбГУ, к.б.н. Кондратьев Александр Владимирович
5. Инженер лаборатории Экологии и охраны птиц Биологического НИИ СПбГУ, Антипин Максим Александрович

Фотографии экспедиции

http://www.yachtmirabel.ru/