Сайма’2008 или На зимнее хранение в Финляндию

Сайменская водная система – система озер соединенных каналами, идущая в глубь Финляндии.

Сайменский канал – рукотворный канал с восемью шлюзами, первая система на пути из России в во внутреннию Финляндию.

09.15 час. Закупив презенты в виде блоков сигарет отошли, от причала у самого Выборгского замка и устремились в сторону Сайменского канала. Через час пути подошли к первому шлюзу, где ошвартовались и прошли российский таможенный досмотр. Офицер таможни оформил декларации и сфотографировал яхту и двигатель. Предупредил, чтобы мы не отдавали декларацию на вывоз яхты, и с этой же декларацией требуется возвращаться на яхте в следующем году, тогда никаких проблем на ввоз яхты в Россию не будет.

11.40 час. Добротный шлюз, оборудованный автоматическим рымом, быстро поднял яхту, заполняясь через передние ворота. При такой системе наполнения шлюза лучшим местом швартовки яхты будет первый от входа рым.

12.25 час. Десять минут хода и мы у второго шлюза (Искровка). На шлюзование уходить около пятнадцати минут. Идем дальше…

13.25 час. Проходим шлюз №3 (Цветочное).

14.25 час. Проходим шлюз №4.

15.25 час. Проходим шлюз №5. На этом шлюзе находится пограничный пост паспортного контроля РФ. Быстро проходим паспортный контроль, и устремляемся дальше. Очень хочется прийти в Иматру засветло, а не лазать ночью по финским шхерам.

Идем между небольших скал, канал вырублен в них как прямая дорога. На берегу стоит финский пограничник и что-то показывает рукой. Подходим к нему и узнаем, что проскочили причал для прохождения таможенного и паспортного контроля Финляндии. Возвращаемся. На причале два автомобиля, два таможенника и пограничник. Пограничник даже на борт не вступил, быстро проверил визы и поставил штампы в паспорта. Таможенники напротив, одеты в перчатки и приступают к досмотру яхты. Финские таможенники миролюбивы, так что обошлось все легким осмотром, легким опросом: куда, зачем и почему…

Перед нами разводной мост Консола, фотоэлементов нет, значит не автоматический. Швартуемся к причалу, идем к будке оператора моста. Никого нет, на пульте управления мостом лежит строительная каска. Возвращаемся на лодку и ждем-с. Десять, двадцать минут. Тишина. Может, фотоэлемент вмонтирован в аппарель моста? Отшвартовываемся и подходим к мосту. Тишина. Отходим обратно и обнаруживаем видеокамеру, расположенную на мачте стоящей в стороне от моста, тут же загораются огни семафора и мост поднимается.

17.33 час. Шлюз №6 (Сосква). Финские дедушки здороваются с нами по-русски, мы отвечает по-фински. Мило и приятно. Идем дальше.

18.17 час. Шлюз №7 (Мустома).

Сразу за седьмым шлюзом идет шлюз №8, куда и заходим на полной скорости. Восьмой шлюз самый высокий в системе канала, имеет сильный поток воды через передние ворота. Даже ошвартованным у первого рыма приходится одерживаться вдвоем, на носу и на корме. Это последний шлюз в системе канала. Проход Сайменским каналов платный, стоит 17 евро в одну сторону и 34 евро туда и обратно. Оплатить можно в любом банке Финляндии, номер расчетного счета дают на первом шлюзе или на восьмом шлюзе можно сходить в администрацию шлюза.

Через несколько минут выходим в районе Лапперанты в систему озер сплошь покрытых островами. Идем по фарватеру в сторону Иматры. Скоро фарватерная обстановка заканчивается и нам остается идти сверяясь с картой. Острова, узости, мели – блуждаем между островами и мелями пока не выходим на широкое озерное пространство, где нас догоняет красивая современная моторная яхта и…, берет нас на буксир, чтобы проводить до Иматры. На моторной красавице наши товарищи: выборжанин Михаил и русско-финский ингерманландец Женя живущий в Иматре.

Быстро темнеет, обстановка не горит, и только работающие створы, да плоттер ведут нас в нужном направлении. Если мощным фонариком посветить на несветящиеся буи они будут несколько минут отсвечивать свет отражающим элементом.

По полной темноте заходим в яхт-клуб Кильпула, что в районе Иматры, и швартуемся к бону на котором российский отдыхающий народ встречает нас разными приятными возгласами…

Утром следующего дня, ручным общественным краном снимаем мачту с яхты и кладем ее на рубку, крепко привязывая к реллингам. Переставляет яхту к общественному причалу и оставляет ее под Жениной опекой. Женя обязуется найти хорошее место для зимней стоянки яхты, найти кильблок и поднять яхту, а мы вызываем такси из Выборга (50-70 евро) и уезжаем в Россию.

Капитан яхты "Мирабель" Андрей Деркач
Старпом яхты Ждан Замулин

Конец сентября 2008 года.

Фотографии плавания
 

Продолжение

Зимнее хранение яхты «Мирабель» в Финляндии

Начнем с того, что в Иматре живет наш бывший соотечественник, Ингерманландец Женя. Поэтому, никаких языковых барьеров не существовало. По прибытии в Иматру, первой задачей стояло найти кильблок для яхты. Женя обзвонил всех знакомых яхтсменов во всех яхт-клубах Иматры, связался начальниками гаваней, выясняя наличие кильблоков возможных взять в аренду. До поднятия основной массы финских яхт выяснить имеются ли кильблоки в аренду не представлялось возможным. В начале октября осуществился подъем финских яхт, но кильблок так и не нашелся. Было принято решение изготовить кильблок самостоятельно. С помощью Жени были закуплены железные уголки, болты и гайки, доски. С помощью дрели, сверла и золотых рук кильблок собрался за один день, прямо на месте будущей стоянки яхты. На следующий день был заказан кран, который приехал ровно в назначенное время. Подняв яхту из воды, кран повез ее в висячем положении до места стоянки, страхуясь выдвижными лапами. Триста метров медленной езды и полчаса подгонки кильблока под днище яхты потребовалось для установки яхты. Крановщик, молодой парень, работал изумительно, миллиметрами выставляя яхту на кильблок. Далее, обычные консервационные процедуры: помывка борта и днища, слив воды, прокрутка двигателя, и т.д. и т.п.

Яхт-клуб Иматры, в котором яхта оставлена на зимнюю стоянку, является муниципальным, стоимость стоянки яхты «Мирабель» (9,1 х 3,0 метра) равна 70 евро за всю зиму!!! Яхт-клуб имеет свои причалы на воде, оборудованные водой и электроэнергией. Оборудован причальной стенкой для подъема яхт с возможностью подъезда крана любой мощности, имеет свой ручной кран для снятия мачт. Имеет площадку для зимнего хранения яхт с обеспечением водой и электроэнергией, рундуками. Кран вызывается за один-два дня, стоимость для яхты «Мирабель» (5 тонн) составила 120 евро. Кильблок обошелся в 150 евро. Дубликаты ключей оставлены Жене для производства профилактики двигателя. И, последнее, яхта не разбиралась, не снималось оборудование, не вывозилось «все, что можно». Вывезены паруса – чтобы не заплесневели, и подвешены диваны – чтобы не сопрели.

Капитан яхты «Мирабель» Андрей Деркач
Старпом Ждан Замулин

Конец октября 2008 года.

http://www.yachtmirabel.ru/