Сайма 2009 (осень)

Первого октября 2009 года яхта «Мирабель» вышла из Выборга, держа курс во внутреннюю Финляндию, чтобы совершить прогулку по южной Сайме. В планах спокойная прогулка с посещениями островов, оборудованных баньками, грилями, биотуалетами, - всем, что поможет хорошо отдохнуть яхтсмену; поиск каньона в районе городка Рухолахти, куда проход парусным яхтам преграждали высоковольтные провода, которые недавно «спрятали под воду» :) Небольшое плавание рассчитано на пять дней.

Первый день. Выйдя из Выборга яхта прошла Сайменский канал, поднялась по восьми шлюзам на 80 метров выше уровня Выборгского залива. На ночь ошвартовалась в марине «Varon te Akka», которая находится чуть левее выхода из канала. Ночь проходила в «серьезных» разговорах с игрой на гитаре, пением песен до раннего утра, и, выходом в море к 08.00 часам.

Сноска: Проход от Выборга до марины «Varon te Akka» занимает с прохождением шлюзов и погранично-таможенных контролей, восемь часов сорок минут. Российская таможня находится на причале у первого шлюза, пограничный контроль осуществляется на пятом шлюзе. Финские погранично-таможенные службы находятся между пятым и шестым шлюзами. Это большой причал с левой стороны ходя яхты. Сообщать о себе не надо, просто ошвартоваться и ждать пока приедет авто.

Второй день. Обычный ранний подъем и переход в 20 миль на северо-запад, между многочисленных островов и каменистых банок. Судоходный фарватер приводит нас к группе островов Руухонсаарет, на остров Така-Руухо, в бухту закрытую со всех сторон. На острове длинный пирс, оборудованный буями для швартовки, на берегу баня, биотуалет, беседка гриль, поленницы с дровами, топор, пила. Стоимость стоянки 5 евро/день, плата за пользование баней 5 евро с экипажа. Деньги следует положить самостоятельно в специальный ящик для денег вблизи причала имеющий соответствующую надпись. На бане правила пользования на четырех языках, в том числе и на русском. После посещения бани требуется убрать за собой, принести запас дров и воды. Прибыв на остров к 13.00. сразу занялись протопкой бани, т.к. была пятница, и к вечеру ожидалось большое количество финских судов. После бани вечер прошел за обильным ужином из собранных на острове грибов…

Третий день. Подъем в 07.00 утра, быстрый сбор и чай, выход в море к 08.00. Путь яхты пролегает через узкие проходы в район городка Руоколахти, на поиски каньона. На вахту штурманить проводкой яхты поставлен молодой матрос под руководством штурмана-наставника. На борту проводится уборка, варится обед. Узкие проходы отлично обставлены. Только сильный ветер и короткая волна не доставляют удовольствия. Иногда появляется туман, и приходится прибегать в помощи GPS, определяться точкой на карте. Пройдя узости, вошли в район предполагаемого каньона. По рассказам некоторых яхтсменов здесь должен находится изумительной красоты каньон, высокие скалистые берега поросшие елями и соснами, отвесные скалы… Но, взгляд бродит по низким берегам усеянным дачными домиками, причальчиками для моторок. Пройдя до самого городка Руоколахти, ошвартовались у небольшого пирса. Вечер знаменовался прогулкой по городку, гитарой на борту яхты и финскими гостями…, которые приезжали по пять–шесть раз к пирсу на автомобилях посмотреть на русскую парусную яхту! :)

Четвертый день. Начался ранней ночь, когда ветер раздуло до 25 м/с. Были заведены дополнительные швартовы. Бедные кранцы издавали страшный скрип всю ночь. Только под самое утро ветер сменился на сильный ливень, под которым пришлось отстаиваться половину дня. В 13.30. пошли обратным курсом по мнимому каньону, с хорошим ветром и при полных парусах. На входе в узости ветер изменился на встречный, сильный и порывистый, периодично шел ливень.

К следующей стоянке, острову Сатамосаари, шли узким коротким путем, второстепенным фарватером. Опять местами возникал туман. Швартовались к причалу острова под проливным дождем. На причале стояли российские яхты из Выборга: яхта «Норд», «Серафим» и «Альпенвега». Яхты «Серафим» и «Альпенвега» уходили в Иматру, передав нам «вахту» по горячей бане и с тлевшими углями в гриле. Дело оставалось за малым – использовать оставленное, что мы с огромным удовольствием и сделали. Хорошо натопленная баня на берегу озера, париться до исступления, окунаться в холодную воду чистой Саймы и обратно в парилку, что может быть прекрасней. Легкость в теле, блаженство на душе… Небольшой отдых от трудов праведных и приготовление ужина на мангале, костер и горячий чай. Ранний сон и ранний подъем.

Пятый день. Подъем в 06.00. и две яхты «Норд» и «Мирабель» выходят затемно курсом на Сайменский канал. Отсюда пойдет безостановочное плавание до самого Выборга. По возможности режим путь, проходя через мели с достаточными глубинами. За два с половиной час добегаем до канала.  Обратный путь зеркален входящему, шлюзы, погранично-таможенные досмотры, Выборгский залив, швартовка у Выборгского замка и приятная усталость от хорошего путешествия.

Капитан яхты «Мирабель» Андрей Деркач

Старпом яхты Константин Липка

Штурман-наставник Александр Куликов

Матрос и штурман Василий Михалев

Матрос Валентина Климова

ФотоВзгляд Валентины Климовой

http://www.yachtmirabel.ru/