Авария2010

 

Поход был спланирован на плавание в Гданьск. Хотелось из Выборга финскими шхерами пройтись до Ханко, потом пересечь Финский залив и проливом Муху-Вяйн выйти в Рижский залив, посетить Ригу, далее, через Ирбенский пролив выйти в Балтику и вдоль побережья Литвы и Калининградской области прибыть в Гданьск…

 

05.09. 09.00 ч. Вышли из Выборга. Спокойный встречный ветер позволил идти к Финляндии только под двигателем. На борту три человека: Капитан яхты Андрей Деркач (Выборг), боцман Александр Королёв (Архангельск) и матрос Константин Борисов (Москва).

Самый короткий путь в Финляндию морем из Выборга идет северным фарватером, вдоль северного побережья Финского залива. На соединении Выборгского и Финского заливов начинается шхерная часть Финского залива, тянущаяся вдоль всей Финляндии, и заканчивающаяся огромным и красивым Аланским архипелагом.
17.00 ч. Ошвартовались на первом финском острове Сантио, где расположен погранично-контрольный пункт Финляндской республики. Быстро и без проблем прошли паспортный контроль. Решили заночевать на острове, чтобы не идти в Котку, а, с утра пораньше дойти до острова Бион, что на полпути до Хельсинки. Насобирали грибов, натушили с картошкой, наелись и заночевали.


06.09. 08.00 ч. День выдался солнечный с хорошим ветром дающим идти яхте под всеми парусами. На борту работает навигационная система с электронными картами «Трансас», ведет яхту по финским шхерам, прекрасно обставленного фарватера. И все же, как положено, отмечаем местонахождение яхты на бумажной карте…  

18.00 Прибыли на остров Бион. Остров находится в шхерах между городами Loviisa и Porvoo

(60° 16’ 016 N   026° 00’ 106 E). Внутри острова озеро, к озеру ведет узкий проход. На озере оборудованный понтон, стационарные буи, на берегу биотуалет, место для пикника. Стоянка бесплатна.

Наловили щуку и окуней, сварили уху и нажарили жаркое. Объелись и заночевали :)


07.09. 10.00 ч. На завтрак уха. Ветер в «морду», двигатель и тридцатимильный переход по узким шхерам до Хельсинки. По пути встречаются редкие встречные суденышки, осень, уже холодно. Большая часть финнов подняла свои лодки на берег для зимнего хранения.
17.00 ч. Хельсинки, марина HSK. Сауна, пиво, кислые щи. Отдыхаем душой и телом.

Марина HSK – 20 евро/сутки, туалет, душ, сауна, эл. эн., вода, wi-fi.


08.09. С борта яхты отбыл в Москву матрос Костя Борисов.

Рядом с мариной расположена улица с множеством яхтенных магазинов – грех не воспользоваться. И пошло, поехало… Закупили на яхту: картплоттер с картами Европы, якорную скрутку, водяные помпы и еще много яхтенных мелочей.

Вечером, делая предварительную прокладку, изменили курс и вместо Ханко решили идти с попутным ветром на эстонский остров Хийумаа.

 

09.09. 10.00 ч. Подготовка к выходу в море. Закупка продуктов, заправка питьевой водой и т.п.

16.00 ч. Вышли в море курсом на остров Хийумаа (Эстония). Выйдя в район маяка Хельсинки, поставили все паруса и с юго-восточным ветром помчались к Балтике. На ночь установили трехчасовые вахты. Стараясь не мешать идущим торговым судам, прижались ближе к эстонскому берегу. Приятно идти одним галсом сутки под всеми прусами! :)

 

10.09. Спокойная погода позволила срезать большой кусок пути и пройти между банок прямо к фарватеру, ведущему в небольшую рыболовецкую гавань Suuresadama острова Хийумаа (Эстония).

13.00 ч. Пройдя по кривому фарватеру, проложенному в узком проходе каменной гряды, ошвартовались в рыболовецкой гавани Suuresadama острова Хийумаа (Эстония),

(58° 59’ 58 N   022° 54’ 53 E).


11.09.
Гавань Suuresadama – небольшая рыболовецкая гавань. Имеет место для стоянки яхт – бесплатно, но без электричества. Удобства имеются у рыбацкой артели, в которой нам гостеприимно разрешили пользоваться туалетом и душем, а также снабжали нас сводками погоды. Ближайший поселок расположен в 13 км, автобус ходит два раза в день. В поселке имеется большой супермаркет, но по эстонским кронам. Евро в Эстонии будет введено только с нового года. Но, все вопросы всегда решаются!

 

12.09. Попытка выйти в море не удалась – вышло из строя реле стартера двигателя. Обратились за помощью в рыбацкую артель. Электрик артели Вилли взялся за ремонт, но пришлось ждать запчасти из Таллинна.

13.09. Балбесничаем. Пытаемся ловить рыбу, набрали полудиких яблок в заброшенном саду, отремонтировали ветроуказатель, убрались на яхте… Что можно еще делать, когда делать нечего?

 

14.09. На причал приехала Береговая Охрана Эстонии. Очень вежливо, попросили документы и информацию о нашем пребывании. Прошли паспортный контроль. Никаких проблем. Очень хорошо!

Пришли запчасти из Таллинна.


15.09. День везения и невезения. Починили стартер и получили штормовое предупреждение: 15-17 м/с с порывами до 23. Ожидаем улучшения погоды.

Устанавливаем новоприобретенный картплоттер. Надо же что-то делать.


16.09. Погода понемногу успокаивается. Но, это здесь, в районе восточной оконечности острова Хийума, а там, куда нам надо – в Рижском заливе, по прогнозу, еще пять дней штормовая.

Решаем изменить планы похода и идти в Стокгольм. По прогнозу юго-западный ветер, курс бейдевинд. Через полтора суток мы должны войти в стокгольмский фьорд.

 

17.09. 10.30 ч. Вышли из гавани Suuresadama острова Хийумаа. Ветер 8-10 м/с с резкими порывами. Взяли рифы.

Выйдя из-за острова, получили ветер западного направления или чисто в «морду», полутораметровую, крутую волну и почти сразу же потеряли управление лодкой – сломался баллер пера руля. Установили аварийное рулевое устройство и легли на попутный курс. Чтобы лодку «не кидало» установили зарифленный стаксель. Яхта стала управляться, хотя «на попутке» её бросало из стороны в сторону градусов на 60. Следствие короткого аварийного пера руля и крутой попутной волны.

Нечего было думать заходить против ветра в небольшие гавани на эстонском побережье. Под ветром расположен финский город Ханко, к которому и направили лодку.

Через час плавания вышло из строя навигационное оборудование яхты. Что-то замкнуло в проводке питающей оборудование. Рацию подключили напрямую к аккумуляторам.

Как на зло, на судовом ходу скопилось большое количество судов и буксиров тянущих баржи. За судовым ходом снуют рыбаки.

В пяти милях от маяка Ханко стали вызывать Береговую Охрану Финляндии. На связь вышло российское судно «Самара» и взяла на себя инициативу переговоров с Береговой Охраной.

Яхта управляется, покидать борт не собираемся, требуется буксировка в узости при заходе в порт Ханко – примерно так звучали наши требования к Береговой Охране Ханко.

Стемнело, зажгли ходовые огни. Прошли пол пути между маяком Ханко и заходом в порт, и только тогда увидели мористее нас снующие огни быстроходного суденышка. Осветили стаксель фонариком, и точно, к нам подлетает катер Береговой Охраны. На борту катера русскоговорящий финский офицер-пограничник. Договариваемся, что катер страхует нас при заходе и, если понадобится, возьмет на буксир.

За островами, при подходе к порту, волна спала, и яхту перестало бросать из стороны в сторону, управляемость улучшилась, не смотря на усилившийся ветер. Решено заходить самостоятельно, с подстраховкой катера Береговой Охраны. Так и заходили. Катер Береговой Охраны проходит 50 метров и ждет яхту, яхта подходит, следующие пятьдесят метров…

При заходе в порт волна совсем сгладилась, и яхта стала полностью управляться, имея большой радиус циркуляции и вибрацию в аварийном пере руля.

При заходе в гавань Береговой Охраны увеличили скорость, чтобы пройти с минимальным сносом узость входных ворот. Влетев в гавань, где ветер словно выключили, еле успели развернуться и погасить скорость у самого причала.

23.30 ч. Ошвартовались у причала Береговой Охраны Ханко. Прошли паспортный контроль и досмотр собакой ищейкой на предмет наркотических средств. Получили благодарность и комплименты от Береговой Охраны.

Долго сидели на рубке яхты и смотрели на море…

 

18.09. Самостоятельно перешли в восточную гостевую марину Ханко. Привели лодку в порядок, восстановили навигационное оборудование. Пошли приводить себя в боевое состояние в сауну.
Теперь, тихонечко, закрытыми шхерами будем возвращаться домой, домой!

 

19.09. Вывесили флаг Delta (Держись в стороне от меня; я управляюсь с трудом).

Вышли в море курсом на остров Якоб Ромсджо, что на полпути до Хельсинки. Дует попутный ветер 6-7 м/с. На яхте установлена Генуя с одним рифом и работает двигатель. Управляясь аварийным рулем, яхта имеет большую и долгую циркуляцию, а так же затяжную реакцию на изменение курса. На прямых участках без волны, развивали скорость до 5, 5 узлов, без вибрации в аварийном рулевом устройстве.

Пойдя самыми узкими шхерами, чтобы уйти от попутной волны, в 16.30 ч. ошвартовались у причала острова Jakob Ramsjo.

Остров Jakob Ramsjo (59° 59’ 86 N   023° 59’ 05 E) имеет оборудованный причал, принадлежащий ресторану. Стоянка бесплатна для тех, кто что-нибудь купили в ресторане – это летом, а осенью ресторан закрыт. На берегу имеется биотуалет.

Насобирав грибов, устроили свою ресторацию и заночевали.

 

20.09. Тридцатитрехмильный переход с попутным ветром до Хельсинки прошел замечательно. С аварийным рулем лодка вела себя прекрасно. Большая циркуляция и слабая маневренность возмещаются внимательностью и осторожностью!
На подходе к Хельсинки погода начала портится. Опять остановились в марине "HSK" Хельсинки.

 

21.09. Ветер 14-15 с порывами до 19 м/с. Отстаиваемся в марине. С 15 сентября стоянка в маринах Финляндии на море бесплатна! Сауна, обильная еда, сон :)

 

22.09. Ветер стих до 5 м/с. Вышли в море курсом к острову Бион.

Тридцатичетырехмильный переход с попутным ветром прошел удачно. Яхта вела себя на удивление хорошо. Управлялась отлично!

Идя по узостям финских шхер, разделили обязанности: капитан работает с картами и навигационной аппаратурой, матрос управляет лодкой и бдительно зрит за акваторией.

14.40 ч. Ошвартовались у причала острова Бион. Достали спиннинги и наловили рыбы!

С соседнего катера спросили с Украины ли мы, указывая на флаг Delta!?!?

Без комментариев.

 

23.09. Вышли курсом на город Котка. Ветер постепенно усиливался. На подходе к Котке ветер усилился до штормового, увеличилось судоходство. Влетели в марину Котки на большой скорости, раскрутились в гавани и ошвартовались у гостевого причала. Вздохнули с облегчением, и пошли закупаться продуктами.

 

24.09. Ветер 7-8 м/с. Короткий пробег в 25 миль узкими шхерами до острова Сантио. На подходе к острову прилично раздуло. Ошвартовались на острове. Прошли паспортный контроль. Встретили питерских ребят на яхте Федора Дружинина под американским флагом.
Заночевали на острове.

 

25.09. Вышли в море курсом на Выборг. В 14.00 прошли Высоцк.
В 16.20 ч. ошвартовались у причала славного города Выборг.
Ошвартовались и устроили грандиозную пьянку – заслужили!!! :)

 

 

Выражаю огромную благодарность боцману яхты «Мирабель» Александру Королеву за проявленную стойкость и выдержку при аварии на борту яхты.

 

Капитан яхты «Мирабель» Андрей Деркач

боцман Александр Королев

матрос Константин Борисов

 

P.S.

 

Как показала экспертиза - баллер ремонтировался и был сварен из трех половинок (о чем я не знал, хотя пытался получить о яхте полную информацию), средняя часть была самая тонкая (1,2 мм!!!). Во время плавания срезало болты площадки на скеге, поддерживающей перо руля. После, на крутой волне, разболтало руль, заломало перо руля. Думается, что в баллере были микро трещины заформованные в пере руля.

 

Всё хорошо, что хорошо кончается!!! :)

 

Капитан яхты Андрей Деркач

 

 

Фотографии похода