Таллинн’2011
Последнее время с Таллинном связаны только аварийные заходы,
при которых город посмотреть не удавалось.
Захотелось осуществить небольшую осеннюю прогулку с центральной стоянкой в Таллинне.
Предполагаемый маршрут пролагался по финским шхерам, через Котку и Хельсинки.
Дневной переход до Таллинна при господствующих юго-западных ветрах сулил приятную пробежку под всеми парусами.
На обратном пути предполагалось заглянуть в маленькую эстонскую стояночку в сорока милях от острова Гогланд.
Далее, одним махом, на попутняке, до самого Выборга.
Наивность, приятное чувство! :) 16.09. Спокойно и быстро прошли погранично-таможенный контроль в порту Выборга. В Выборге вообще не бывает проблем с выходом за границу. На контрольных пунктах работа отлажена и упрощена для яхтсменов до минимума. Сорок миль по Выборгскому и Финскому заливам к финским шхерам, где первый финский остров Сантио является контрольным пунктом паспортного досмотра. Юго-юго-западный ветер, приятный ход яхты под полной парусиной. Периодичная связь с всевозможными «Лебедями», на предмет: а не спрятались ли мы куда?! Граница на замке! Стой стрелять буду! Регулировка работы соединенных в систему картплоттера с авторулевым. Установка маршрута. Запуск авторулевого. Настройка парусов. Курим бамбук… Иногда приятно осознавать, что живешь в XXI веке, недалеко от прогресса! :) Остров Сантио. Как всегда, нас уже ждут. Финские пограничники получают от российских факс о выходе яхты и рассчитав время прибытия прибывают на остров для проверки документов. Процесс занимает максимум двадцать минут. И мы остаемся ночевать на острове, т.к. по финским шхерам проход маломерным судам ночью запрещен. 17.09. Раненький подъем и узкими шхерами в Котку. Котка совсем рядом, но, шхерами надо идти прижимаясь к побережью. Двадцатипятимильный переход весь занят отыскиванием нужного буя или вешки в огромном количестве имеющихся на акватории. То ли дело и нас на Родине – увидел один-единственный, будь рад, не увидел – значит нету! От воды буи портятся!!! Большая закрытая марина Котки, с гостевыми местами, радует нас бесплатной стоянкой. Дело в том, что в Финляндии навигационный период длится с 15 мая по 15 сентября. В остальное время стоянки бесплатные – для сумасшедших! :) Котка. В городе праздник. Главная площадь «усеяна» пожарными. В одном углу кого-то спасают, в другом, кормят с котла полевой кухни. В ряд выстроились старинные пожарные автомобили, начиная с девятнадцатого века и заканчивая суперсовременным Мерседесом с таким количеством оснащения, что людей посадить некуда. Осмотр города. Пробежка с фотиком. И на яхту, ужинать… 18.09. Поздний подъем после трудного, пешего дня в городе Котка. Тридцатипятимильный переход до любимого в последнее время острова Бион. Крепкий северо-восточный ветер разгоняет яхту до семи узлов под одним стакселем. Для большей безопасности идем открытыми шхерами. На траверзе «висит» катер Береговой Охраны Финляндии – сопровождает! Заблаговременно приготовленные бутерброды и термос с чаем придает сил и уверенности. На совсем открытых местах раздувает до 12 м/с, появляется волнение. Авторулевой не срабатывает на «попутке». Рулим в «ручную», периодично беря рифы на генуэзском стакселе – скрутка стакселя, очень удобно и надежно! К трем часам ошвартовались на острове Бион. Остров Бион. Узкий проход ведет во внутреннее озеро, где установлен причальный понтон и несколько причалов. Место оборудовано швартовными буями, на берегу биотуалет, места для шашлыков, мусорные контейнера. Бухточка закрыта со всех сторон от всех ветров. И, главное – бесплатная стоянка в любое время года!!! Социализм с финским лицом! :) 19.09. Дует, дет, дует. Прогноз до 14 м/с, северо-восток-восток. Волнение. До Хельсинки сорок миль. Попутка. Рифы. Лодку все время приводит на попутной волне. Радует, что новое перо руля ведет себя замечательно. Легко, без особого усилия удерживает лодку на нужном курсе. Бежим семь с половиной узлов с одним зарифленным стакселем. На подходе к Хельсинки ветер усиливается порывами до 17 м/с. Вода на акватории Хельсинки изумрудного цвета, как на Средиземке. Пересекаем несколько фарватеров с постоянно снующими лайнерами, то прижимаясь к буям, то сворачивая стаксель стоим, пропускаем, то подрабатывая двигателем мчимся на всех парах. Швартуемся в полупустом яхт-клубе HSK на Лаутасаари. Яхт-клуб HSK на Лаутасаари, Хельсинки. Огромный яхт-клуб с небольшой гостевой мариной, где часть мест арендована на всю навигацию. Для яхт, пришедших на день-два всего с десяток мест. Зато напротив причального места сауна с душевыми, комфортабельный туалет - закрывающийся на ночь :( На автобусе 21А можно добраться до центра. Цена билета 2,5 евро. И, главное – напротив яхт-клуба располагается улица с семью яхтенными магазинами, центром Вольво-Пента и Янмар! 20.09. Что делать яхтсмену в Хельсинки? Конечно, бродить по яхтенным магазинам в поисках: а вдруг, что дешевое будет! Так прошел весь день :) 21.09. Прогноз: Западный, юго-западный, ветер 10-12 м/с. Готовим обычный комплект бутербродов, теплее одеваемся и вперед, на Таллинн. По генералки до Таллинна сорок пять миль. По темноте выходим в море, блуждая между выходящими лайнерами, по корабельному фарватеру движемся к маяку Хельсинки. Открытое море встречает нас стабильным (10-12 м/с) ветром, полутораметровой волной и…, юго-юго-западным ветром. С зарифленным гротом и зарифленным стакселем сваливаемся на пятьдесят градусов восточнее намеченного пути. Волны, сырость в воздухе, холодно. Безрадостно пересекаем судоходные пути. Уходим под прикрытие эстонского берега в залив Колги-Лахти, что на двадцать миль восточнее Таллиннского залива. Происшествия, как же без них! При выходе в открытое море двигатель таинственно заглох. Осмотр выявил полное загрязнение дополнительного топливного фильтра красно-коричневой гадостью поступающей из топливного бака. На волнении, при сильном ветре и качке производить работы одно удовольствие :( Поэтому основную профилактику оставили для красот эстонского побережья. Спрятавшись под эстонский берег, поизвили слив части соляры и замену топливного фильтра. Чередуя паруса с мерным звуком работающего двигателя, пробрались в Таллиннский залив, где ветер раздуло до 17-18 м/с. Увеличилась болтанка, и, как правило, более частое загрязнение топливного фильтра. Поход к Таллинну чередовался короткой лавировкой для замены очередного фильтра и ударным броском под двигателем. Яхт-клуб Пирита, построенный к Олимпиаде-80, прекрасно расположен для захода под парусами в лавировку. Влетаем в яхт-клуб и швартуемся у пограничного причала. Приходим в себя, меняем очередной фильтр и переходим к гостевому причалу. Ошвартовались у гостевого причала яхт-клуба Пирита города Таллинн. За день пройдено восемьдесят морских миль. Заменено десять топливных фильтров, выпито море соляры :) 22.09. Прогноз: Юго-западный ветер 17-18 м/с. Приходим в себя, отдыхаем. Вечер. Пешая прогулка в Таллинн. Осмотр достопримечательностей ночного Таллинна. Фотографируем ночную жизнь. Автобус от центра до Пирита 1,6 евро. Ночных супермаркетов в Эстонии нет. Ужинаем консервами :( 23.09. Прогноз: Юго-западный ветер 14-16 м/с. Дневная пешая прогулка по Таллинну. Фотографируем Старый город. После десятой прогулки по Ратушной площади понимаем, что город съеден. Резюме: Ремонт Старого города к Олимпиаде-80 был намного качественнее нынешнего! Используя армейские связи Советского Союза, осуществляем автопробег по окраинам Таллинна: Памятник воину освободителю, Музей деревянного зодчества, Замок Глена. 24.09. Прогноз: Западный ветер 12-14 м/с. Покупаем двадцатилитровый топливный бак, переустанавливаем топливную систему. Меняем маршрут возвращения: Таллинн – Хельсинки – о. Бион – Котка – Выборг. 25.09. Прогноз: Северо-северо-западный ветер 3-4 м/с. Вышли в море курсом на Хельсинки. Через час хода заглох двигатель. Осмотр показал что бак пустой! 20 литров за час хода????????! Проверяем систему, трюма - нет ни течи, ни запаха пролитлого топлива. Заливаем 10 литров дизельного топлива, заводим двигатель и вдигаемся в сторону Финляндии. Через 50 минут двигатель снова глохнет на самом перепутье дорог пассажирских лайнеров идущих в Талллинн. Осмотр, бак опять пустой, течи нет, двигатель работал равномерно, сизого дыма небыло. Звонок специалисту ставит все на свои места. При переустановке топливной системы забыли подключить на новый топливный бак "обратку" с двигателя, и топливо спокойненько текло в "старый" стационалный топливный бак, а мы остовались с носом. Переключив "обратку" на "новый" бак и залив топливо, устремились по штиливому морю к берегам Финляндии. Позрачная вода и полное море медуз..., нет это не Средиземка, это Финский залив в сентябре! Полное море медуз! Только на входе в шхеры медузы резко исчезли. В Хельсинки ошвартовались опять на Лаутассари в яхт-клубе "HSK". После опытного востановления топливной системы двигатель работал, как швейцарские часы! 26.09. Долгий сон, сауна, яхтенные магазины - все как всегда. Хельсинки. Отправили матроса Татьяну Мушегову автобусом на Родину. 27.09. По мытые, подритые и выспывшиеся, вышли в море. С попутным ветром узкими шхерами пробираемся к ставшему родным острову Бион. На пути в море не встречаются ни суденышка. Финское безмолвие :) Быстрый переход с хорошим ветром и мы на острове. Вслед за нами швартуется новая деревянная яхта под финским флагом. Легкое знакомство, пара-другая яхтенных вопросов и по яхтам. К ночи раздуло. Порывы проникают в защищенную со всех сторон бухту. 28.09. Ранний подъем, плотный завтрак. Разбудив финнов, выходим в море. Еще темно, идем по узкостям используя картплоттер. Хорошо, когда лодка технически оснащена. Пройдя узкие проходы, взлючаем автопилот и под стакселем до Котки. 29.09. Опять узкие, и совсем узкие, и очень очень узкие шхеры на переходе Котка - Сантио. Большое количество водоплавующих птиц отдыхает на каменных островках, после высотного перелета над Советской территорией :) Лебеди, гуси, утки, бакланы, гагары... Хотите быстро пройти пограничный контроль на острове Сантио? Звоните по телефону +3 58 718 726 110. Пограничники приедут через 20 минут. Еще минут пятнадцать уйдет на оформление. И, всё! Вперед. В море! Тридцать пять миль от Сантио до Выборга. Связь с "Лебедем-16" у острова Козлиный. Спрямление пути за счет малой осадки яхты. Штилевая погода. Авторулевой. Мерно работающий двигатель. Легкий сон за штурвалом - шутка :) Выборгский залив. Навстречу один за другим выходят суда. Включаем ходовые и топовый огни. Созваниваемся с пограничниками Выборга (+7 813 78 93174) и заказываем комиссию на 21.00 час. Пройдя паспортный и пограничный контроль ошвартовались у причала 10А города Выборг. Всё, поход 2011 года закончен.
Капитан яхты "Мирабель" Андрей Деркач |