По щучьим местам великой Саймы’2013
Обычный сентябрьский поход на Сайму начинался без подготовки и суеты. Прогулка по Сайменской водной системе стала обыденным делом, не требующим закупки продовольствия, нет надобности и в жесткой подготовки яхты, – прогулка по Сайме это почти «прогулка выходного дня» растянувшаяся на месяц :)
Выйдя из Выборга, заночевали в старом финском шлюзе острова Лавола. Удобное место для отдыха, прикрытое со всех сторон. Рядом расположена одноименная база отдыха с причалами для дорогих яхт и катеров. На базе имеется топливная заправка для плавсредств.
Сайменский канал можно пройти без задержек за 6-8 часов. На первом шлюзе Брусничное, проходят российский таможенный контроль. На пятом шлюзе Пялли находится пограничный контроль РФ. Поднявшись в шлюзе, увидите милых девушек в военной форме, которые досмотрят Вас и ваше судно :) Между пятым и шестым шлюзом находится корабельный причал по левому борту хода яхты. На нем стоит плакат ФИНСКИЙ ПАСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ. Надо пришвартоваться к нему и ждать пока на автомобиле приедут таможенник и погранец, досмотрят и помашут ручкой на прощание :)
Обычно мы экономим на платной стоянке в Лаппеенранте 25 евро и, пройдя восьмой (последний) шлюз Мялкиа, сразу за ним, по правому борту, ныряем в небольшой закуток, где стоят два оборудованных понтона. Здесь удобно заночевать после утомительного перехода!
Так как поход организован с целью рыбной ловли, решили останавливаться в новых, приглянувшихся местах. В основном это якорные стоянки в бухтах или между островами. Первые пробы принесли ведро мелочи пойманной на удочку. Уха и жаркое из мелочи – давно забытые вкусовые ощущения :)
Осень. Тихие, безлюдные бухточки. Небольшие переходы. Постановка на якорь. Спиннинг. Рыбный ужин. Крепкий сон. Ранний подъем…
Остров Perasaan, со своей каменной бухтой, стоянкой к скале оттянувшись на якоре. Глубины у скалы 4 метра. Бухта безопасна для всех ветров, кроме северных. Якорь забирает почти под самой кормой. На ночь травим серьгу на носу и выбираем якорь на безопасное расстояние и спокойно проводим ночь.
Обычные пятнадцать миль против легкого встречного ветерка, мерная работа двигателя. Буйное шуршание матроса на камбузе в преддверии второго завтрака. Узости в районе Пуумалы. Уходим с трассы идущей на Савонлинну, пробираемся между островами, встаем на якорь и достаем спиннинг…
Щуки ловятся одна за другой, так быстро, что сковородка не успевает остывать, а животы лопаются от натуги. Вилки, ложки, стопки и свежая щучья уха. На ночь не забываем включать клотиковый огонь. Ночное фото с очередной, выловленной на ночь, щукой и спать, спать, спать, после тяжелого трудового дня. Раннее утро ждет своих рыбаков.
Савонлинна. Основные марины города расположены на юге. Марины не очень оборудованы на огромную сумму в 25 евро/день. По этой причине нами было найдено местечко на севере города. Бесплатное место у СПА отеля. На понтонах нет электричества. Зато в СПА отеле, всего за 10 евро все водные удобства: бассейн, бани, водные массажеры и т.д. Чтобы перейти на север города, требуется пройти в разводку двух мостов, железнодорожного и автомобильного. Особенность прохождения заключаются в том, что диспетчера на мостах разные (!) и договариваться надо с каждым в отдельности!!! В сезон мосты разводятся по договоренности каждый час, в не сезон – автомобильный мост разводится только в 10.00 и в 18.00 по финскому времени.
Железнодорожный мост +358 15 555 0122.
Автомобильный мост +358 207 363 440
Ошвартовавшись у «казино» идем в ближайший пивной бар подзаряжать компьютерную технику и их благочестивых хозяев :)
Финская телефонная симка, значит интернет на борту. Прогноз погоды, звонки через Veber – доздравствует цивилизация!
После ночного дождя не хочется вылезать из теплого спальника. И только собрав волю в кулак, стиснув зубы и включив Webasto…, удается сделать горячий завтрак, выйти в путь к заповедным местам северной Саймы.
Северная Сайма. Основная масса обозначенных в атласе яхтенных стоянок предназначены для катеров и лодок, вытаскиваемых на берег. Идем дальше. Чтобы укоротить путь, проходим по мелководному (1,8 м) проходу, ведущему на северо-восток. Далее, на восток, идет красивый проход – «фьорд». Весь изрезанный бухтами и заливами. Каждые пять минут можно останавливаться в одной из бухт и рыбачит, рыбачить, рыбачить!
Выбираем самую красивую бухту, встаем на якорь и спинингуем. Подряд три щуки были упущены несколькими головотяпами в очень глупых ситуациях. Описывать не хочется – стыдно :)
Щука под маринадом
1. Обжарить щуку, обваленную в муке.
2. Маринад. Морковь, лук, обжарить до готовности. Влить в уксус, рыбный бульон или воду, прокипятить. Добавить соль, сахар, перец. Охладить.
3. Залить рыбу. Настоять 3-4 часа.
4. Все съесть!!!
Следующим днем новая бухточка. Щука хватает блесну на каждый третий заброс. Каждый третий заброс щука рвет хваленый спиннинговый шнур. Но, мастерство не пропьешь и, на борту жених с невестой – щука в 1.6 кг и в 1.2 кг.
Утро начинается с окуней, тумана и ленивого послеобеденного перехода :) Стоянка 5489 представляет из себя пологий берег и два буя, на которые мы завели носовой и кормовой концы. Зажигаем клотиковый огонь. Ночуем.
Потихонечку прибыли в конечный пункт нашего плавания, небольшой город в финской восточной Карелии, Йоенсу – небольшой провинциальный городок, образованный Николаем Первым. В городе проживает 70 000 человек. Расположенный вдоль реки, город раскинулся на оба берега. Йоенсу имеет две марины для парусных яхт. Первая по заходу с моря расположилась в парковой зоне, на территории есть кафе, яхтенный магазин, сауна и мастерские. Вторая марина Йоенсу расположилась выше по течению реки, у моста, в самом центре города. Рядом центр города, супермаркет, Ратуша, центральная площадь и пивной бар с Wi-Fi. В несезонное время стоянка бесплатна!
Обратный путь сопровождался северными, попутными ветрами. Шестиузловым ходом под всеми парусами мчал нас ветер на юг, к теплу. Места стоянок были определены и запланированы, рыболовецкие снасти приготовлены…
Описание рыбной ловли на спиннинг не благодарное занятие. Однообразные действия и привычное получение пары щук к столу сводит действие к банальному акту. Так происходит на всех якорных стоянках, на всем пути. Приготовление щуки разнообразием не блещет: уха или уха по-украински, жареная щука, щука под маринадом, щука в тесте Арли или котлеты из щук :) Вот и все повторяющееся меню. Кто знает больше вариантов приготовления щуки, напишите, пожалуйста!!!
В секретном месте северной Саймы установили рекорд по ловли щук – пять штук за один вечер. Самая маленькая 900 граммов весом, самая большая 1,6 кг. Ни одного срыва. Выручал купленный в Йоенсу подсачник, огромных размеров!!!
В двадцати семи милях северней Савонлинны расположен остров Linnansaari (62°06,06’N 28°31,01’E). Остров имеет закрытую со всех сторон бухту, на берегу обосновался летний кемпинг, музей старинной островной жизни, и множество тропинок для занятий «ноги в руки и пошли». В не сезон кемпинг закрыт, но можно пользоваться хорошим причалом, мангалом с дровами, туалетами. Бухта очень хороша для пережидания непогоды, что мы с удовольствием и делали! ВНИМАНИЕ!!! Входить надо внутрь бухты по очень узкому фарватеру обставленному маленькими буями кардинальной системы!!!
В отличие от закрытых бухт с оборудованными причалами якорные стоянки требуют постоянного внимания. На якорной стоянке сон чуткий, реагируешь на любые движения яхты или изменения ветра. Обычным условием является визуальная проверка якорного места, не только днем, но и ночью. Если ветер усиливается и меняет направление, приходится поднимать якорь и уходить под наветренный берег.
Северные ветра в третьей декаде сентября принесли холод и ненастье. Ветра с порывами до 14 м/с. Переходы по узостям с зарифленным стакселем, скоростью 6, 5 узлов, при короткой и крутой волне. Только за Савонлинной приходит другая погода. Здесь теплее, ветер тише из-за множества островов. Всегда можно спрятаться за остров на якорную стоянку. Можно встать на многочисленные, хорошо оборудованные «дикие» стоянки.
Зайдя в городок Пуумала можно получить все блага цивилизации. Прекрасно оборудованная марина бесплатна в не сезон. Рядом расположились несколько магазинов, кафе и ресторанов. Бесплатное электричество на причале дает возможность просушить яхту, а круглосуточный туалет с горячей водой в умывальнике, побриться :)
На обратном пути обязательно заходим в наше любимое местечко – архипелаг Руухонсаарет (61°21,1’N 28°06,6’E), остров Така-Руухо. Оборудованные причалы, баня и мангалы ждут яхтсменов круглый год ))))))))))))) Приятно, поздней осенью, после промозглой дороги, попариться в деревянной бане, выпить кружечку рома, а кругом никого.
Чтобы разнообразить свой обратный путь делаем бросок в район городка Иматра и останавливаемся на острове Сатамосаари (61°11,6’N 28°33,6’E). Собрат острова Руухо, Сатамосаари имеет закрытую бухту с оборудованными причалами, несколько бань и мангалов. Так как остров находится ближе к городам, полного уединения не получится даже поздней осенью :(
От Сатамосаари можно проложить путь к Сайменскому каналу через прибрежные узости, местами достигающие 5 метров в ширине. Путь не будет короче, но будет очень приятен.
На самом входе в Сайменский канал расположилась марина Saimaa portii (61°04,6’N 28°15,5’E). В этой оборудованной марине и решено оставить Мирабель на зимнее хранение. Все вопросы в марине решаются быстро и квалифицированно. На второй площадке марины (61°04,8’N 28°16,3’E) стоят российские яхты. Уже шестнадцать российских яхт избрали хранение своих красавиц на этой «русской» площадке.
Марина Saimaa portii. Лаппеенранта, Telakantie,8.
Хозяин марины ЮССИ, тел. +358 50 065 8285.
Зимняя стоянка для лодок 8-9 метров = 250-300 евро.
Аренда кильблока = 150 евро.
Помывка днища = 30 евро.
Подъем яхты = 150 евро.
Спуск яхты = 150 евро.
Сроки подъема яхт – 10-15 октября, сроки спуска яхт 10-15 мая.
Без каких-либо проблем подняли яхту на берег. Провели консервацию на зиму. Накрыли тентом.
На этом навигация 2013 года благополучно закончилась!
Матрос Саня Королев
Матрос Миша Ширяев