Орнитологическая экспедиция - весна 2017

Зима в этом году задержалась до майских праздников. На весенний ремонт и подготовку яхты природа отпустила очень мало времени. На месяц позже, 16 мая, яхта была спущена на воду и оснащена.

19 мая, западный ветер поднял воду на мелководном фарватере яхт-клуба Балтийский берег, и дал возможность яхте выскочить на просторы Балтики. Пересекли "Маркизову лужу" и остановились в рыбачьей гавани города Ломоносов.

20 мая. День прошел в подготовке яхты к одиночному плаванию по просторам восточной части Финского залива. Калибровка авторулевого, взбадривание от зимней спячки отопителя каюты Webasto, замена масла в двигателе, и много, много других, более мелких нужностей, было сделано в этот нескончаемый день.

21 мая. Выспавшись на несколько дней вперед, вышел в ночной переход курсом на Кургальский риф. Там, на Кургальском рифе работают орнитологи, которых требуется перебросить на остров Мощный.

Ночь началась в работе по рации. Связь с "Гранитом-6", пограничниками и "Лебедями". Маршрут пролегал вдоль морского хода. Рядом проходили огромные контейнеровозы, сухогрузы и пассажирские лайнеры.

22 мая. К четырем часам утра сильно похолодало. Одетое термобелье и костюм для зимней рыбалки не спасали от холода. Только термос с горячим и крепким чаем вливал в душу спокойствие, что скоро наступит лето :)

Перейдя судовой ход, как положено под 90 градусов, взял курс к южной оконечности острова Сескар. Пройдя между банками Гаркаламатала и Велиматала, направил лодку к острову Хенгелода, входящему в группу островов Кургальского рифа.

К семи часам утра раздуло до 11 м/с, поднялась волна. Небольшая, но крутая волна периодично останавливала яхту. Пришлось изменить курс и идти галсами, проходя через волну под 45 градусов.

В девять часов утра, подойдя к Кургальскому рифу, где волна улеглась за счет широкой каменной гряды рифа, - лег в дрейф и связался с орнитологом Сергеем Коузовым. Через полчаса Сергей подошел на моторке к яхте. Перебросив вещи в яхту, взяли моторку на буксир и выдвинулись в сторону острова Мощный. Выйдя из-за рифа, поднялась волна. В моторную лодку стали лететь крупные брызги. Пришлось сбавить ход до 3 узлов.

Узким проходом между камней зашли в бухту Защитная острова Мощный. Требовалось провести орнитологические исследования на гряде отделяющую бухту от залива, посетить острова Большой и Малый Косой. Тем временем яхта стояла на якоре, а капитан занимался приготовлением обеда.

В шестнадцать часов получили от пограничников прогноз погоды об усилении ветра. Быстро собрались и перешли на другую сторону острова Мощный в бухту Окольная. Ветер усиливался. Моторку заливало водой. Пришлось опять снизить ход яхты.

Только к восемнадцати часам ошвартовались у громадного пирса бухты Окольная. Нас встретила команда морских пограничников с катера береговой охраны. Без проблем пройдя досмотр, занялись главным делом нашего вечера - обедом, или лучше сказать, ужином.

Остров Мощный. Примерно шесть на три километра. Остров имеет три хорошо защищенных бухты, где можно укрыться. В бухте Окольная, во время Великой Отечественной войны базировались советские подводные лодки и торпедные катера. На острове располагался аэродром военно-морской авиации. До революции 1917 года остров был заселен. У западной бухты Штист, располагалась финская рыбачья деревушка. Жители деревушки считали себя потомками великих викингов.

23 мая. Хорошенько выспавшись и связавшись с Питером, получаем совершенно другой прогноз погоды, чем был получен накануне. Запад до 10 м/с. Планы моментально меняются. Требуется исследовать бухту Окольная и островок Вьюнок. Островок Вьюнок расположен на гряде защищающей бухту с востока, северо-востока. Тем временем, капитан яхты обследует и устраняет небольшую течь появившуюся из под ослабшего хомута шланга забортной воды.

Как только ветер стих до 5 м/, мы выдвинулись к острову Малый, где встали на якорь с северо-восточной части острова. Орнитологическая задача расставить фотоловушки на тюленей в местах их лежбищ.

Остров Малый. Небольшой остров в десяти милях от острова Мощный. Остров весь окаймлен песчаными пляжами.

24 мая. Подъем в четыре часа утра, быстрый сбор и яхта переходит на юг острова Мощный, в бухту Защитная. Небольшой северо-восточный ветер. Встали на якорь в самой глубине бухты. Береговая линия острова полностью защищает нас от ветра. В бухте штиль. Сергей перемещается по бухте на моторке. Расставляет фотоловушки, осматривает гнезда, измеряет яйца птиц, фотографирует птенцов… У капитана яхты свои заботы: замена топливного фильтра, уборка в яхте, приготовление обеда. Так в трудах проходит день. Вечереет. Благоприятный прогноз погоды позволяет остаться ночевать на якоре, чтобы ранним, ранним утром выйти в море к Кургальскому рифу.

25 мая. Подъем в четыре часа утра. Плотно завтракаем и в пять часов снимаемся с якоря. Берем курс к подножию Кургальского рифа. Легкий ветерок, спокойное море. Через три часа легли в дрейф на траверзе острова Хангелода. Высаживаю Сергея Коузова на моторке - он остается работать на рифе, - и возвращаюсь на остров Мощный. В планах переночевать у пирса бухты Окольная, и ранним утром выйти на Выборг. Но, планам не суждено сбываться.

В одиннадцать часов ошвартовавшись у пирса в бухте Окольная, получаю с катера береговой охраны плохой прогноз погоды. Штормовое предупреждение в 14 м/с после 18.00 ч. И ветер 18 м/с на завтрашний день. Принимаю решение о незамедлительном выходе в море курсом на Выборг.

В одиннадцать часов сорок пять минут прощаюсь с островом Мощный, бросая монетку в море. Западный, юго-западный ветер позволяет идти в бакштаг под всеми парусами и двигателем. Время ограничено. Не очень хочется штормовать в одиночку с ветром в 14 м/с после четырех дней плавания. Чувствуется усталость.

На траверзе маяка Нерва ветер усиливается до 12 м/с. Скорость лодки доходит до 7,5 узлов. На попутном ветре авторулевой не помощник. Лодка хорошо отцентрована и отлично держит курс. У маяка Хелли ветер стихает до 7-8 м/с. С северо-запада надвигается грозовая туча. Пытаюсь как можно быстрее войти в Выборгский залив. Сокращаю путь, приближаясь на безопасное расстояние к наветренным банкам, которых здесь множество. У острова Выхревой влетаю в Выборгский залив и, туча, шедшая на меня, рассыпается! Ветер стихает и выключается. Убираю паруса и перехожу на спокойный ход под мерную работу двигателя.

Выборгский залив. Залив, как скандинавские фьорды протянулся вглубь континента на 25 километров и весь усеян островами. В Выборгском заливе более ста островов, а каменных банок не счесть. Когда-то все острова залива были заселены. На островах остались каменные гавани, фундаменты. Местами на островах сохранились фруктовые деревья, крыжовник и смородина, земляника.

Ошвартовавшись у причала 10А города Выборг, оповестил дежурного погранотряда Высоцка о прибытии. Улыбнулся законченной экспедиции и завалился спать.

Капитан Андрей Деркач
Орнитолог Сергей Коузов

Фотографии плавания
Фотографии орнитолога