Копенгаген 1999
(1640 миль. По страницам судового журнала)
     При подготовке к летнему походу, которая шла с начала года, пригодился опыт прежних лет - старались учесть все просчеты. И все же непредвиденных ситуаций было не избежать. Двое предполагаемых членов экипажа своей нерешительностью поставили под угрозу сроки оформления необходимых документов и в последний момент сообщили о своем отказе. Один из оставшихся "викингов" повредил руку, пришлось отодвигать сроки выхода на неделю, необходимую для лечения и реабилитации пострадавшего матроса. И под конец предательски забарахлила топливная система старенького YANMAR. Однако, героически преодолевая все трудности, создаваемые техникой, природой и визовыми службами дружественных скандинавских стран, команда яхты "Мирабель" была готова к путешествию.
    13 июня 1999 года, воскресенье.
    Последний день на суше был отмечен особенной суетой и напряжением. Перспектива выхода в понедельник не радовала, и команда, заставив себя забыть про суеверия, принимает решение выходить сегодня - тринадцатого июня. В 23 ч. 24 мин. яхта "Мирабель" вышла из клуба "Балтиец". На борту - капитан Вячеслав Конин и команда из трех человек: старпом Андрей Деркач , матросы Ольга Медуха и Александр Королев. Главная цель похода - столица Дании, город Копенгаген. Следует отметить, что в изготовлении флага Дании принимал участие практически весь экипаж. Так как заранее сшить не успели, флаг был вырезан из куска парусины и покрашен красной краской. Постарались на славу, да и под краспицей не так уж видны недостатки коллективного творчества. Под мотором прошли Матисов канал, поставили паруса и вперед. В районе "Золотых ворот" задели что-то килой и вышли на открытое пространство.
    14 июня 1999 года, понедельник.
    С хорошим ветром идем до острова Котлин. На форте Константин проходим пограничный и таможенный контроль с обычными мелкими неприятностями. Дальше курс на остров Гогланд. Скорость 4-5 узлов, прекрасная погода, вкусный обед - вот "три слагаемых успеха". Да еще и приятное событие - матрос Королев бросает курить, сигарет на борту нет и не будет. Ждем нервного срыва. На линии маяков Стирсудден и Шепелевский - штиль, идем под двигателем. Капитан устанавливает путь на GPS. 20 ч. 45 мин. - поставили спинакер, постоянно находимся в многочисленной компании "лебедей" ( позывной пограничников). Как же их много в Финском заливе, тут и семнадцатый, и восемнадцатый, и девятнадцатый с двадцатым. Получили прогноз погоды на завтра.
    15 июня 1999 года, вторник.
    За ночь подошли к северной части Гогланда. После завтрака началась лавировка к южной оконечности острова. 15 ч. 15 мин. - все еще лавируемся. Бросили по монетке - дань Гогланду за пропуск через свои ворота. Ветер то стихает, то усиливается. Постоянно меняем парусину. 22 ч. 20 мин. - прошли Гогланд, лавируемся у острова Родшер. Дальше можно будет лавироваться от Эстонии до Финляндии.
    16 июня 1999 года, среда.
    Из дневника старпома: "День прошел спокойно, в лавировку при ветре 3-4 балла и небольшой волне. Встретили кеч под мотором - буржуй. Наши люди в такой ветер под мотором не ходят. Оля ветер чувствует желудком, назначено лечение сухарями. Слава корпит над картой. Королев спит. Я за штурвалом".
    17 июня 1999 года, четверг.
    01 ч. 30 мин. - траверз маяка на острове Найссаар, ветер 2 балла. Из дневника матроса Ольги: "Сейчас наша вахта. Время 2 ч. 42 мин. (московское). По рации болтают всякие нерусские элементы: эстонцы, финны и т. д. Нашла музыкальный канал с ведущими на русском! Ура! Хотя пока так и не поняла, откуда вещают, но это не важно, так как можно послушать Russian pesni. Старпом сидит за штурвалом. В каюте на ручках висят мешки с хлебом (якобы сохнут). Я думаю, что они никогда не высохнут, поскольку влажность такая, как в тропиках. В баке раздаются звуки оставшейся воды. На всю каюту храпит Королев, ну и пусть храпит, ему можно: во-первых, он вегетарианец, во-вторых, бросает курить (уже третий день). До смены вахты 1 ч. 10 мин. Мы стоим ночью по четыре часа, а днем - по шесть, так что можно выспаться. Сегодня на закате были слышны непонятные звуки, похожие на раскаты грома. Решили, что это учения военных, а может, даже блока НАТО. Вот как до нас доберутся, тогда мы такую лавировку покажем, убегая с полигона, что мастера яхтинга, команда "Акелы", нам позавидует в умении управлять лодкой. Что-то Королев совсем расхрапелся, наверное, Архангельск снится (и сигареты). До встречи. Спокойной нам вахты". 12 ч. 18 мин. - район маяка Пакри (Эстония). Идем под двигателем, ветра нет. Занимаемся обсервацией, уборкой кают, просушкой хлеба и постельных принадлежностей, благо солнце. Приняли "душ" на баке, температура воды - 16 градусов. Будем варить домашний обед. Из дневника матроса Ольги: "Ветра почти нет, но идем под спинчем. Прошли 270 миль. Находимся у острова Осмуссаар, на противоположном берегу - финский город Ханко, где мы были в прошлом году (до него 33 мили). Сегодня у команды был банный день, если можно так сказать про обливание на баке забортной водой. Вода очень холодная, но в море другой нет, выбирать не приходится. Мы уже почти вышли в Балтийское море, сейчас проходим остров Сааремаа. Таким образом, я побывала на своей исторической родине. Вот и еще один плюс путешествий на яхте - своим ходом я бы никогда не побывала в этих местах, так же как и на Аландских островах в прошлом году".
    18 июня 1999 года, пятница.
    07 ч. 30 мин. - идем под гротом и малой генуей, 3,5 узла. Это хорошо, учитывая, что всю ночь штилевали. Старенький двигатель устал через 1,5 часа. Ребята изнервничались, капитан прошлый "отдых" совсем не спал. 11 ч. 39 мин. - прошли траверз маяка Ристна, расстояние 5 миль. Взяли курс на Эстернгарн (Готланд): компасный курс - 230, расстояние -134 мили. Сегодня пятница, пятый день в море, а мы только вышли в Балтику - пройдена одна треть пути. 17 ч. 48 мин. - ветер усилился. Идем в бакштаг, скорость 7 узлов, волна метр, изредка встречаются финские яхты.
    19 июля 1999 года, суббота.
    02 ч. 00 мин. - на шестой день безостановочного пути экипаж яхты переживает акклиматизацию: капитан простыл, у старпома накопилась усталость и общее недомогание. 07 ч. 15 мин. - ночь прошла бурно, ветер разгонял лодку до 7,2 узла (бакштаг). Яхта все время шныряла, тяжело удерживать на заданном курсе, а сбросить грот - поджимает время, опаздываем. Нам бы еще одни такие сутки, и мы подошли бы к Дании. Вышел из строя автомат включения трюмной помпы, включаем вручную. 10 ч. 43 мин. - идем вдоль восточного побережья острова Готланд. Под мотором. Ветер стих. Будем пользоваться затишьем, устроим "баню" на баке.
    22 июня 1999 года, вторник.
    12 ч. 10 мин. - идем около острова Борнхольм (Дания), в борьбе с встречным течением. Из дневника старпома: "Вчера происходили маленькие казусы. Я проснулся от окрика на вахту. С трудом преодолев сон, выхожу и начинаю одеваться. Меня спрашивают: "Куда собрался?" - На вахту. - До вахты еще два часа. - А зачем поднимали? - Мы не поднимали. Оказалось мне все это приснилось. Восьмой день в море! Проснувшись, Саня Королев спросил у команды: "Сейчас утро или вечер?". Ему ответили: "Посмотри на часы". Посмотрел. Стрелка показывает семь часов.… Так и не понял, утро или вечер? Новоявленный кок Королев приготовил на завтрак молочную рисовую кашу - для новичка неплохо. Оля приболела, усталость сказывается. Дадим выспаться, сон лечит все".
    23 июня 1999 года, среда.
    Идем под самым берегом Швеции, так, что невооруженным глазом видны проезжающие автомобили. Прячемся от встречного течения и ветра. Устроили междусобойчик со шведской яхтой. Достойного сопротивления мы оказать не смогли, что ж, "Мирабель" - чистый крейсер. Траверз маяка Куллагрунд. На подходе город Треллеборг (Швеция). До Копенгагена осталось 70 миль.
    24 июня 1999 года, четверг.
    Сегодня на рассвете мы наконец-то увидели столицу Дании. Так, вместо расчетных восьми дней, дорога заняла все одиннадцать. 12 ч. 00 мин. - швартовка в яхт-клубе "Syd-west", район Hvidovre, две остановки на метро от центра. Нашли коммодора, получили ключи от домика с удобствами. Стоянка оказалась бесплатной. Наши вопросы по поводу прохождения пограничного и таможенного контроля поставили в тупик добродушных датчан. Создалось впечатление, что они не имеют представления о наличии пограничных служб или, по крайней мере, об их функциях. Так, вместо каверзных вопросов государственных служащих мы услышали "Welcome!" (что в переводе с английского означает "Добро пожаловать!"), чем и остались довольны. Весть о прибытии гостей из России в один момент облетела небольшую территорию яхт-клуба, и каждый считал своим долгом подъехать к нам на велосипеде с приветственной речью на датском языке, из которой единственным знакомым словом было "Welcome!". Мы с пониманием относились к таким проявлениям доброй воли, тем более, что искренность, доброжелательность и даже наивность местных жителей не вызывала сомнений. Во второй половине дня поехали в центр осматривать достопримечательности. Надо сказать, что город встретил нас дождем и прохладной погодой (в это время в Питере было +32 градуса, а в Копенгагене всего +8).
    26 июня 1999 года, суббота.
    Совершили обзорную экскурсию по городу на двухэтажных автобусах с автоматическим гидом на шести языках, в том числе и на русском. Одним из обязательных пунктов программы было посещение Русалочки. Отдельный рассказ о коммуне "Христиания", находящейся на территории Копенгагена. В 1971 году сотни молодых людей заняли пустующие земли, принадлежащие военным, и провозгласили свободную коммуну "Христиания". С тех пор они не подчиняются общепринятым законам. Здесь установлены свои порядки, разрешена торговля легкими наркотиками. Полиция и городские власти оказались бессильны перед неформальными обитателями коммуны и в конце концов смирились с ее существованием. Около половины населения Дании одобряют существование "Христиании". К девяностым годам молодые люди успели повзрослеть и обуржуазиться. Но остались и такие, которые ходят зимой и летом босиком, в нестираных джинсах, немытые и нестриженые - это стиль жизни, свобода во всем.
    27 июня 1999 года, воскресенье.
    Поездка в пригород: осмотр замка Кронборг (в котором по версии Шекспира жил сам Гамлет), посещение летней резиденции королевской семьи и замка Фредериксберг.
    28 июня 1999 года, понедельник.
    Поездка в городок Роскиле, где находится собор - усыпальница королевской династии Дании. Далее местечко Фредериксанд, прогулка по поселкам и хуторам датской провинции.
    29 июня 1999 года, вторник.
    06 ч. 45 мин. - прощай, Копенгаген. Очень жаль покидать город. Как ни странно, за эти несколько дней мы успели полюбить и город, и его жителей, которые нам были очень симпатичны и даже чем-то понятны и близки. Вышли из гавани и взяли курс на остров Готланд (Швеция).
    30 июня 1999 года, среда.
    С попутным ветром за сутки прошли 124 мили. На вторые сутки зависли в штиле между островами Эланд и Готланд. Скорость 1,5 узла. Штиль - это тяжело.
    01 июля 1999 года, четверг.
    Идем вдоль острова Готланд, его не видно из-за дымки. Еле движемся. Штиль хорош тем, что можно принять "душ" на баке, солнечные ванны в кокпите, а также постираться и приготовить нормальную еду. Из всего извлекаем выгоду. За время похода утопили все чайные ложки и ведро. Рокон фирмы "Северное море" не годится ни к черту, в нем холодно, влажно, и хрустит, как солома. Подул ветерок, идем в бакштаг. Будем ставить спинакер. До города Висбю - 54 мили. 20 ч. 02 мин. - поднят шведский флаг.
    02 июля 1999 года, пятница.
    Вошли в гавань города Висбю (Швеция). Ошвартовались в удобно расположенной гостевой марине. На сколько удобная, на столько и дорогая - 20 долларов США в сутки, за душ дополнительная плата - 5 крон, сауны нет. Остров Готланд расположен в центре Балтики. Крупнейший город острова - Висбю, основанный в 1000 году, расположен на возвышенности и окружен крепостной стеной (толщина стен - 3,5 метра, высота - 7 метров). Площадь старого города всего 1000 на 600 метров. Красивый и спокойный городок: одноэтажные домики, цветочные клумбы, мощеные мостовые, ветряные мельницы. Одних суток хватает осмотреть все достопримечательности и подготовиться к выходу в море. Курс на мыс Ристна, остров Хийумаа (Эстония).
    05 июля 1999 года, понедельник.
    У нас на лодке под спасательным плотом живет большой паук. Об этом стоило написать давно, так как это не простой паук, а морской путешественник. Поселился он еще на берегу, в яхт-клубе "Балтиец", и в море мы вышли с паутиной, думали, что осталась с суши. Но нет, под покровом ночи он упрямо восстанавливал ее. И в Копенгагене он не покинул нас, и из Висбю мы вышли с нашим пауком. Однако, увидеть его нам удалось только на обратном пути. Он оказался большим и толстым. При свете фонарика мы разглядели его жилище под продольным швом плота. Удивительно, что его держит на лодке и заставляет вместе с нами терпеть все превратности судьбы - штиль, ветер, дождь и шторм? Вот уж точно - душа моря просит, а то бы давно убежал на первой стоянке. Так что у нас есть яхтенное животное. 15 ч. 35 мин. - путь от Готланда до острова Хийумаа прошли на одном галсе. У острова Осмуссаар нас накрыл плотный туман, ощущение не из приятных. В душе беспомощность, обе вахты в кокпите, обзор во все стороны, видимость 0,5 мили. Радар бы не помешал.
    07 июля 1999 года, среда.
    От острова Осмуссаар до острова Гогланд шли со средней скоростью 7,7 узла. Рекордная отметка была на уровне 7,9, даже учитывая погрешность лага, все равно очень много для "Мирабели". Геную заменили на стаксель N1, грот зарифили, и это все на фордака. Ветер скис у острова Сескар. Далее, до Котлина, шли тихим ходом. На форте Константин прошли таможню в 00 ч. 00 мин.
    08 июля 1999 года, четверг.
    Ошвартовались в яхт-клубе "Балтиец". Как всегда нас приветствовал сосед - хозяин яхты "Буканьер". На берегу торжественно зажгли две большие свечи, и экипаж яхты "Мирабель" дружно отметил окончание похода (к нам поспешило присоединиться семейство кошек - любимцы капитана). Пока свежи воспоминания, обсудили недостатки организации и оплошности команды, но и не забыли отметить достижения и успехи, все-таки основной состав экипажа вместе уже несколько лет. Как-то незаметно, в разговоре появилась идея следующего похода, и, дружно подхваченная, она начала приобретать все более реальные очертания ...

Фотографии похода

Капитан Вячеслав Конин
Старпом Андрей Деркач
Матросы: Медуха Ольга
Александр Королев