«Вокруг Европы’2003» на
яхте «Мирабель»
------------------------------------------------------------------
Яхта «Мирабель»
(Санкт-Петербург) прошла вокруг Европы из Архангельска в
(Югославия/Черногория), где яхта оставлена на зимнее хранение. За три
месяца плавания пройдено 5298 морских миль. Яхта посетила 20 городов в
восьми странах: Норвегии, Нидерландах, Франции, Испании, Португалии,
Гибралтаре, Италии, Югославии. Организаторы проекта «Вокруг Европы’2003»
выражают огромную благодарность всем участникам и помогавшим осуществить
это плавание.
-------------------------------------------------------------------------------
В навигацию 2002 года
экипаж яхты «Мирабель» планировал совершить переход вокруг Скандинавии из
акватории Финского залива (Санкт-Петербург) в акваторию Белого моря
(Архангельск) через Балтийское, Северное, Норвежское и Баренцево моря. Но
поход оказался сорванным из-за трехмесячной задержки с получением виз в
консульстве Норвегии в Санкт-Петербурге. Экипажем было принято решение
идти в Архангельск внутренними территориальными водами России из
Санкт-Петербурга через Ладожское и Онежское озера, Беломоро-Балтийский
канал в Белое море. В августе 2002 г. мы оставили яхту на зимовку в
Архангельске и планировали пойти летом 2003 г. в полугодовое путешествие
вокруг Европы из Архангельска через Белое, Баренцево, Норвежское и
Северное моря и дальше через Ла-Манш и Бискайский залив в Средиземное
море.
Документы в норвежское
консульство были поданы 22 октября, но спустя полгода ответа так не
пришло.
В апреле 2003 г. стало
понятно, что норвеги, скорее всего, визы не дадут и повторится печальная
история 2002 г. …, но в июне 2003 г., норвежское консульство - спустя 7,5
месяцев! - выдало всему экипажу яхты туристические мультивизы сроком на 6
месяцев…
После некоторой волокиты с оформлением документов на выход в заграничное
плавание 8 июля 2003 года яхта покинула гостеприимный Архангельск. Пока мы
поднимались на север по Белому морю,
по побережью Кольского полуострова местами лежал
снег. Холод усилился, ветер стал
встречным и принес крутую трехметровую волну. Брызги накрывали яхту
целиком. Пришлось отстаиваться за островом Сосновец на якоре в ожидании
погоды.
Двинувшись дальше на север,
мы пересекли Полярный круг.
Баренцево море встретило нас хорошей погодой, попутным ветром и малой волной.
Местами попадались мощные водовороты. Встретили касатку, которая показала
нам три метра своей спины, и стадо белух, около сорока голов.
Вдоль всего побережья Кольского полуострова расположены погранпосты, с
которыми надо связываться и докладывать о месте нахождения яхты. На
траверзе мыса «Черный» нас вызвала на связь мурманская яхта «Катарина»,
идущая из Мурманска в Санкт-Петербург. 13 июля к концу дня по радио
объявили штормовое предупреждение. Связавшись с погранпостом «Восход
Териберский» получили подтверждение и запросили порт-убежище.
Получили добро на заход в поселок Ладейное Териберской губы. Ошвартовались у
причала рыбозавода. Вечером, местные рыбаки угостили нас дальневосточными
крабами, которых прижились в этих водах после того, как их завезли в 1976
году. Лов их то ли ограничен, то ли вообще запрещен. Но очень вкусно.
Выйдя в море ранним
утром, напоролись на сильный встречный ветер. Волны достигали 6-ти метров,
правда, не очень крутые. Шли на двигателе, пока не вышли на траверз
полуострова Рыбачий. Здесь ветер зашел на юг. Бакштаг наконец-то понес
яхту по маршруту - к норвежским островам Вардё.
15 июля ошвартовались в гавани города Вардё.
Вардё – небольшой рыбацкий городок,
расположенный на одном из островов. На причале нет ни туалета, ни душа.
Мыться приходилось ходить к капитану порта, благо люди хорошие. Зато в
местной библиотеке можно получить бесплатный Интернет. Вечером осмотрели
город и крепость. Крепость – маленькая, игрушечная, но есть.
Следующая точка - 18 июля,
траверз мыса Нордкап,
официальной крайней северной точки Европы. Выпили символически по
стопочке. Мыс утюгом выступает в море, на 300-метровой скале виднеется
смотровой комплекс. Это для сухопутных туристов, которые не знают, что
самый северный мыс материка на самом деле - соседний Книвтелодден.
Дальше шли шхерами под мотором в штиль до самого
города Тромсё.
На подходе выбрали более
сложный, узкий, но очень красивый проход через пролив Лангсуннет.
20 июля прибыли в Тромсё.
Ошвартовались в марине километрах пяти от центра, и пошли в город за
достопримечательностями. Прогулка показала, что посмотреть Тромсё «от и
до» можно примерно за час. Посетив Интернет-кафе, мы вернулись на яхту,
готовится к переходу в Тронхейм. До него нужно было пройти 535 миль. Из
Тромсё узкими проливами Йисуннет, Сульберг-фьорд, Хелльсуннет мы вышли в
залив Вест-фьорд. Всю дорогу штиль, всю дорогу на двигателе. Пришлось
зайти в Будё для дозаправки.
После дозаправки вышли в море при встречном ветре и небольшой, но крутой
волне. Солнечная погода чередовалась с проливным дождем, штормовой ветер -
со штилем. Так прошла ночь. Утром пересекли Полярный круг в обратном
направлении.
В 08.50 утра отсоединились основные топ-ванты - срезало болт-крепление.
Благо, что когда-то основные ванты
были разделены на две части, до краспиц и после. Отсоединились верхние,
верхушка мачты осталась держаться на топенант-краспицах, штаге и
ахтерштаге. Ближайшим портом был остров Дённа, в гавани которого мы
произвели ремонт, установив временный болт-крепление.
Вышли, наконец, на
простор Норвежского моря. Подул попутный ветер. Рискнули поставить
геннакер, выбрав грота-фал как бакштаг. Временное крепление держало, яхта
легко давала четыре узла.
Тронхейм принимал нас приличной мариной
(в которой, увы, опять нет ни туалета, ни душа), скоростным Интернетом,
субботним ночным гулянием. Выпив по «соточке» для снятия усталости,
закусив солянкой по-венгерски, гуляли по ночному городу. В Тронхейме -
смена экипажа. Только матрос начинает понимать, что и где, как отпуск
заканчивается.
Идя шхерами направлением на Берген, дали небольшого
крюка, чтобы осмотреть соседние фьорды.
Три часа времени стоили
того - красивые фьорды тянутся один за другим, образуя полукруг скалистых
берегов, у подножья которых на кромке воды расположились маленькие
деревушки. Вернулись в Норвежское море.
Ветер снова усилился, а к ночи раздуло штормовую
погоду.
Ветер 18-20 м/с, волна 4-6 метров
и временами сильный ливень. Сутки почти ничего не ели, крутая волна
укачивала, лодку заливало то дождем, то волнами. Промокло практически всё,
но уже не было так холодно, как в Белом море. На входе в шхеры ветер
ослаб, спала и волна, но началась судоходная зона - расслабиться не
получалось. Всю ночь шли шхерами до Бергена. И дошли.
Берген – город дождей.
Дождь здесь 275 дней в году. Он может идти по
пять-шесть раз в день. На центральной площади у гавани рыбный рынок, рядом
район Ганзейских купцов. Пешеходный бульвар ведет в гору к Ратуше.
Поднявшись в гору на фуникулере, увидели город как на ладони. Он оказался
большим - по норвежским меркам, конечно. Здесь еще один матрос покидает
яхту, и мы выдвигаемся к Северному морю втроем.
Выйдя в ночное Северное море, мы начали спускаться
на юг по меридиану 4°.
К утру раскинули
грот и генную на «бабочку», закинули блесну на дорожку. После пойманных
десяти жирных скумбрий раздуло до 5-ти узлов в бакштаг. Жареная скумбрия
на обед, хороший бег яхты с попутным ветром, и мы мчались, счастливые и
сытые, по Северному морю к свободному городу Амстердаму. На следующий день
ветер дул в бейдевинд, ход четыре узла, стали попадаться нефтяные
платформы. Когда лавируешь между ними ночью, в памяти начинают всплывать
отрывки фильмов ужасов - ловишь себя на мысли, что, осматривая акваторию,
ищешь возможное чудовище. Или глянешь на нерабочую нефтяную платформу - и
вот оно!
На подходе к Амстердаму
встретили эскадру английских яхт. Через час опустился туман с видимостью
до 30-50 метров, и это как раз в момент пересечения судового хода из
Кильского канала в Ла-Манш. Уйдя за кромку судового хода, облегчения не
испытали: радар показывал большое количество судов-монстров, идущих за
границами «дороги кораблей». В аванпорт Амстердама входили в сплошном
тумане.
Площадь исторического центра Амстердама всего 8 кв.
км.
Одного дня вполне достаточно на осмотр. Архитектура хотя и
симпатичная, но однообразная. Брать водную экскурсию не стоит, вид с воды
намного уступает пешему обзору. Город забит туристами, а к ночи появляются
гуляющие толпами обкуренные фрики.
Здесь нас вновь покидает член экипажа - на этот раз единственная девушка,
прошедшая с нами Белое, Баренцево, Норвежское и Северное моря. 12 августа
на яхту прибыл матрос из Московской парусной школы. Закупив продукты,
заправив топливо и воду, 13 августа вышли в направлении французского
Гавра.
Переход в 300 миль был пройден с попутными ветрами
за два дня с «хвостиком».
Временами
попутное течение приплюсовывало к скорости до трех узлов. Приятно идти в
бакштаг ходом восемь узлов, что очень прилично для девятиметровой яхты.
Проходя проливом Па-де-Кале в виду обоих берегов, французского и
английского, испытали желание заскочить в Англию попить тамошнего эля.
Сдерживая себя огромным усилием воли, ночью вошли в пролив Ла-Манш.
Уворачиваемся от туч рыболовецких баркасов, которые носятся на огромной
скорости, не гася огней «Я произвожу лов рыбы», а у некоторых даже ходовые
не горят.
15 августа по утру опять встретили эскадру английских яхт.
Часам к двенадцати ошвартовались в марине Гавра.
Огромная марина на 1100 мест, все укомплектовано под приливно-отливные
течения - прилив здесь достигает 7,5 метров.
После швартовки
завалились спать, но не тут-то было. В борт яхты раздался стук таможенной
инспекции. Бравые французские таможенники перетрясли лодку вверх дном.
Были досмотрены не только рундуки, рюкзаки, шкафы и т.д., но и подняты
пайолы, откручена зашивка бортов в форпике, просмотрены все карты и
паруса. Два с половиной часа поиска контрабанды ничего не дали, и после
записи в судовой журнал результатов осмотра, и милая французская таможня
покинула яхту, а мы остались приводить все в порядок.
Чтобы снять стресс, мы
отправились вкушать экзотические французские блюда. Опробованы были:
лягушачьи лапки, улитки, морские гребешки, ассорти из морепродуктов. Очень
вкусно и не очень страшно на вид. Под конец ужина выпили нормандского
«яблочного коньяку» (кальвадос) и прогулялись по ночному Гавру. Хоть и был
он основан в 1517 году, король Франциск
I
о
достопримечательностях для потомков, видно, не очень заботился.
19 августа снова вышли
в море. Эта часть Ла-Манша оказалась не такой оживленной трассой, как об
этом рассказывали. За ночь здесь проходит пять-шесть судов, днем еще
меньше. Но в Ла-Манше дул западный ветер, еле-еле давая вытягивать в
крутой бейдевинд, а ближе к заливу началась лавировка.
В ночь на 22 августа мы вышли в Бискайский залив.
В Брест решено было не заходить, а идти через залив прямо в испанскую
Ла-Корунью.
Пологая пятиметровая
волна мягко поднимала яхту. Днем нас сопровождала стайка дельфинов, а
позже появился кит, которого сразу же прозвали Васькой. Васька ходил
вокруг целый час, но сфотографироваться не захотел. Весь день бродил
неустойчивый малый ветер, только к вечеру установился и дал возможность
идти прямиком в Испанию. С утра опять появилась стайка дельфинов. К
полудню раздуло, под генуей и гротом выдавали 6,5 узлов, попутная волна
раскачивала яхту так, что авторулевой не справлялся, вести приходилось
вручную.
Отметку в 3000 миль пути прошли 25 августа.
К ночи ошвартовались в Королевском морском клубе
Ла-Коруньи.
Зайдя в город для дозаправки
топливом и суточного отдыха, простояли четверо суток. Сильный штормовой
ветер не давал выхода в море. Заведя дополнительные швартовы,
отстаивались, посменно выходя в город. Это вам не Берген - старая
испанская архитектура, доброжелательные граждане, кабачки на каждом углу,
недорогое молодое вино…
29 августа, проводив матроса в дорогу домой, вышли в море вдвоем - по
направлению на Лиссабон. В Атлантике - штиль. Несколько дней шли под
двигателем.
Вынуждены зайти для дозаправки в предместье города
Порто.
Вообще португальское побережье
очень интересное. В море постоянно плещется какая-то живность, а берег
освещен, как один большой город.
До Лиссабона шли с сильным попутным ветром,
ночью проходили мимо островов, окаймленных скалами и рифами. Хотя
расстояние в четыре мили достаточно безопасно, визуально ощущения совсем
другие.
Второго сентября обогнули мыс Рока,
самую западную точку Европы, и ошвартовались в 30 км
от Лиссабона, в одном из самых престижных на португальском побережье мест.
На подходе увидели большое количество «Звездников», тренирующихся на
акватории. Как выяснилось позже, здесь проходил чемпионат Европы в классе
«Звездник», где участвовали наши ребята из Латвии, Грузии, Москвы,
Тольятти и, конечно, питерская команда «Альтаир». С руководителем, Володей
Логиновым, мы сразу же пошли встречаться. За дни стоянки успели со всеми
поболтать и пожелать успешных гонок.
Встретив пополнение экипажа - двух матросов из Москвы и Питера, - пару
дней осматривали город.
Лиссабон интересный.
Старые дома соседствуют с новыми фешенебельными высотками. Квартальчики на
холмах с множеством забегаловок типа «Не проходите мимо» и громадные
королевские дворцы и монастыри. Монумент Иисусу Христу высотой более 20-ти
метров и старые экскурсионные трамвайчики.
6
сентября вышли по направлению к Гибралтарскому проливу с попутным ветром.
К середине дня хорошенько раздуло и «толкало» нас до самого Гибралтара. За
сутки перехода выдали рекорд под одним стакселем, 143 мили. Наших молодых
матросов укачало, но держались. 7 сентября прошли самую южную точку
Европы,
мыс Тарифа в Гибралтарском проливе.
Пролив непрост – сила восточных ветров может достигать восьми узлов, а
дуть они могут до 15-ти дней. Нам повезло – ветер был с северо-запада.
Придя в Гибралтар,
получили отказ в стоянке - нет английских виз. Пошли в рядом стоящую
испанскую марину, но и там получили отказ, т.к. марина оказалась частной,
закрытой. Вернулись в Гибралтар и запросили сутки стоянки. Получили добро,
оставив в залог документы.
Гибралтар – небольшой полуостров,
где все самое интересное находится на вершине горы, куда поднимает
микроавтобус или фуникулер. На горе три достопримечательности: грот со
сталактитами и сталагмитами, малюсенький форт, рядом с которым находится
действующая тюрьма, построенная
IV
веке, и обезьяны – символ Гибралтара. Впервые Гибралтар был захвачен
англичанами в 1532 году. Обезьяны здесь как вороны в Тауэре - поверье
утверждает, что когда не будет обезьян, Англия уйдет с полуострова. В
окнах домов вывешены флаги Великобритании и Гибралтара. Здесь оффшорная
зона. На стоянке яхты из ЮАР и Бразилии, США и Канады.
Войдя в Средиземное море,
шли вдоль восточного побережья Испании. Остановились в предместье Малаги.
Городок Бенальмадена
– туристический курорт для пенсионеров, скучновато.
Встретили ребят с Украины, работающих на яхте у «хозяина». Сидят здесь уже
год. Воют белугой. Поделились салом и сушками с Родины. К вечеру вышли в
море при полном штиле. Собирались идти до Картахены, но ветер так и не
появился.
Зашли в город Альмерия
для дозаправки и, как всегда, простояли сутки. Все городки побережья
похожи, единственное отличие в Альмерии - мавританская крепость. Выйдя в
штиль на Картахену, ко второй половине получили штормовую погоду. Всю ночь
шли против штормового ветра 15-16 м/с, порывами до 18 м/с, и небольшой, но
крутой волны до 3 метров. Лодку заливало по палубе, отказала трюмная
помпа, откачивали вручную. Спать не пришлось. Утром,
придя в Картахену,
завалились спать. Ветер не спадал сутки.
Утром 17 сентября вышли к Балеарским островам. При полном штиле шли под
движком. В 18.43 часов пересекли нулевой меридиан, и перешли в восточное
полушарие. На рассвете увидели скалистый остров, изрезанный бухтами. В
одной из них встали на стационарную бочку, с берегом сообщались на
резиновой лодке.
Бухта Cala Badalla - одно из красивейших мест на острове Ибица.
Вода прозрачна до 12 метров, рыбы стаями ходят под днищем лодки, а на дне
видны кораллы.
24 сентября.
Пальма де Майорка, большой курорт и порт самых богатых яхт.
Оставив наших матросов (им
снова пора возвращаться на родину), вышли в море под названием
Средиземное. Переход между Майоркой и итальянским островом Сардиния - 330
морских миль. Погода солнечная, море гладкое до неприличия. Ночами
звездное небо без луны - яркий Млечный путь, созвездие Ориона в полнеба и
буквально слепящий глаза Сириус. А из-за горизонта к утру появляется
Венера, которую легко принять за встречное судно.
На Сардинии ошвартовались в гавани города Кальяри. Заходили ночью, на
рейде стояло большое количество танкеров, на которых несли красный
проблесковый огонь. Эти огни судов не давали четко сориентироваться по
береговым знакам, тоже красным, проблесковым.
Кальяри – промышленный город, имеющий небольшой
центр со старинными особняками и симпатичную набережную.
Отдохнув сутки, 28
сентября вышли в море. Часть пути проделали под парусами, что очень хорошо
для здешних мест и времени года, уж очень много штилевой погоды. Ближе к
Сицилии активизировалось судоходство, усилился встречный ветер. На подходе
к Мессинскому проливу раз пять повстречали подводные лодки. Зрелище
неприятное. Представьте - ночь, у самой поверхности темной воды движется
огонек белого цвета. На радаре нет ничего. И только в нескольких
кабельтовых, разглядывая в бинокль, понимаешь, что видишь чужой перископ.
Само собой, тут уже не хочется вычислять курс субмарины - стараешься
просто удрать. К четырем ночи вошли в Мессинский пролив, где паромные
переправы не прекращают работу всю ночь. До десяти судов в одном месте, и
надо проскакивать между ними. Ошвартовались в марине городка
Реджио-ди-Калабрия на материковой части Италии. Два дня болели простудой.
3
октября вышли по направлению в Адриатику. Но сначала надо было пройти
Ионическое море, где мы к половине одиннадцатого ночи «разменяли» 5000
миль. В середине ночи усилился теплый ветер с итальянского берега, раздуло
до 18 м/с с нехорошей, короткой и резкой, волной. А днем опять штиль. Так
продолжалось все время, пока шли до Бриндизи: днем штиль, ночью ветер.
5 октября 2003 года пришли в Бриндизи.
Ошвартовались в новой марине. На следующий день - небольшая прогулка по
городу и поиск карт захода в город Бар в Черногории. До него оставался
последний переход в 120 миль, и чувствовалась накопившаяся за весь поход
усталость и нервное напряжение. Посему требовался сытный ужин и крепкий
сон.
7
октября снова в море. К ночи барограф показывает падение давления.
Понемногу раздувает, увеличивается волна. К утру ветер 22 м/с, волна - 7-8
метров. Штормовая погода, впрочем, не мешает любоваться красотой
изумрудного моря и черных гор побережья. К ночи ошвартовались в марине
города Бар, и своевременно. Ветер уже 27 м/с. Хорошо закрепив лодку и
немного успокоившись, мы поняли, что
поход закончен.
Капитан яхты: Вячеслав
Конин
Старпом яхты,
организатор проекта: Андрей Деркач
Матросы: Юлия Андреева
Александр Чебанюк
Александр Вихров
Александр Сухарев
Владислав Вершинин
Михаил Табунов
Координаторы проекта:
Дмитрий Чернов (Москва)
Александр Королёв
(Архангельск)
http://www.yachtmirabel.ru/
Красочную презентацию можно скачать на сайте
координатора плавания Дмитрия Чернова:
http://www.ocean2ocean.ru/
Фото-презентация в PDF
(277 слайдов | 38,7Mb)