Через Европу'2004

Обдумывая планы на навигацию 2004 года, складывались три маршрута, сообразуясь с местом зимней стоянки яхты на Адриатическом море.
Маршрут 1.
Если смотреть на карту Средиземного моря, то район, соседствующий с Адриатикой; манящий своей древнейшей историей, видом множества островов и недорогими стоянками - Греческий архипелаг на Эгейском море. На этот район и было сконцентрировано наше внимание.
Маршрут 2.
Предполагал возвращение домой в Петербург, через внутренние водные пути России. Что несло с собой некоторые экономические выгоды и большие головные проблемы.
Маршрут 3.
Третий вариант плавания образовался в самый разгар подготовки к плаванию по Греческому архипелагу. Даже карты были закуплены на Эгейское море. Неожиданно на горизонте появился дополнительный месяц отпуска, и соответственно увеличилось время для более длительного плавания. Совещание было не долгим: Через Европу, внутренними водными путями на Балтику, и далее в Санкт-Петербург.Маршрут складывался быстро. Обойти Адриатику, Черногория, Хорватия, и конечно Венеция. Дальше Сицилия, Неаполь и Рим, Корсика и Генуя, Лазурное побережье Франции, Марсель. В районе Марселя впадает в Средиземное море самая крупная река Европы - Рона. Вот наш вход внутрь Европы. Подняться по Роне до Лиона, Дижона, Нанси, а там каналами, через Бельгию и Голландию в Амстердам, и выйти в знакомое Северное море. Через Кильский канал пройти в родную Балтику, зайти в Копенгаген, где бывали в 1999 году, далее проливом Каттегат в Гётеборг, где войти во внутренние водные пути Швеции. Дальше почти дома: Стокгольм, Аландский архипелаг, Ханко, Хельсинки, Санкт-Петербург.
После долгих расчетов, подводки по времени, стыковки маршрута плавания с расписаниями полетов Аэрофлота - для смены членов экипажа, - мы разослали приглашения нашим друзьям, а друзья пригласили своих друзей, так объединился экипаж яхты "Мирабель" для плавания в навигацию 2004 года.
Сноска
В начале мая чартерных рейсов в Черногорию нет. Нужно лететь из Москвы до Белграда, дальше пересаживаться на местный рейс Белград - Подгорица (столица Черногории). Но!!! Хотя Югославия это федерация Сербии и Черногории, в Сербию требуется виза для российских граждан, а в Черногорию нет!!! Подбирать рейс нужно, что бы в один день прилететь в Белград и улететь в Подгорицу.

Второго мая воздушная птица Аэрофлота перенесла нас из весеннего Петербурга на летнюю Адриатику, в Черногорию. Инспекция на яхте показала большое количество требующихся работ, так как личностная договоренность с одним из местных жителей осталась не исполненной. Благо, что работники марины проветривали яхту и запускали двигатель, а в штормовую погоду заводили дополнительные швартовы.
Составив дефектную ведомость, приступили к весенним ремонтным работам. Жаркая летняя погода продолжалась не долго и с 04 августа пошли циклоны со штормами и ливнями. Тем не менее, к празднику 9 мая все было готово и 11 мая был назначен выход в море, на Венецию.
Генеральный курс на Венецию проходит через территориальные воды Хорватии, что требует захода в первый порт для обязательного оформления и покупки разрешения на плавание в хорватских территориальных водах сроком один год (160 €). Придя в Дубровник, оказалось, что мы проскочили первых хорватский порт - Цавтат, за что нас слегка пожурили, но оформили.
Утром следующего дня вышли хорватскими шхерами направлением к городу Пула, где нужно отметить выход из хорватских территориальных вод. Все прямо как у нас - "совдепия" живи долго. Хорватские шхеры - это множество красивых гористых островов покрытых зеленой растительностью, среди которой прячутся маленькие поселки с красными черепичными крышами. В сравнении с Черногорией появилось большое количество яхт и катеров.
К ночи 13.05.2004. раздуло до 16 м/с с двухметровой волной. Утро встретило, ярим солнцем и барографом поднимающимся вверх. Сильный ветер и дурная волна укачали матросов, не давая им возможности полюбоваться красотами хорватских островов, а посмотреть было на что. На следующий день пришли в город Пула, что на полуострове Истрия - образованный римлянами, здесь сохранился большой амфитеатр I века н.э., крепость на холме в центре старого города. Сервиса намного больше, чем в Черногории, соответственны и цены, марина с туалетом, душем, электроэнергией и водой стоит 28 € сутки. Из-за подошедшего очередного циклона остались на сутки в марине. В городе, который можно облазить за сутки, имеется всё - высокоскоростной Интернет, множество ресторанчиков с разнообразной кухней, на рынке свежие овощи и фрукты по Питерским ценам, морепродукты: устрицы, крабы, осьминоги и т.д. Есть чем заняться в плохую погоду.
17.05.2004. вышли на Венецию, в ночь. Уже становиться привычным сильный встречный ветер. Венецианский залив полон хорватских рыбаков, которые к 05 утра устремляются к своим берегам, дабы предоставить населению свежее лакомство. Когда на горизонте показалась Венеция, в душе что-то заволновалось. Ни думал, ни гадал, что когда-нибудь окажусь в этом магическом городе, стоящем на архангелогородских лиственных сваях. Пройдясь по каналу Джутти до края старого города, вернулись в центр и ошвартовались на острове Святого Георгия. Что за движение на канале! Все двигаются без правил, во всех направлениях! Приходилось крутить головой на 360?. Осмотр достопримечательностей Венеции начался с центрального места города - площади Доджей. Осмотрев площадь Доджей, всю усыпанную стаями голубей, вошли в маленькие улочки, ведущие к не менее маленьким мостикам через многочисленные каналы, изрезавшие всю Венецию вдоль и поперек. Любоваться Венецией с утра можно только до 10-ти часов, пока нет туристов-однодневок заполоняющих город битком. Очень интересен город вечером, когда зажигаются огни, подсвечиваются здания - Венеция превращается в сказку: кричат гондольеры, звучит музыка на площадях, гуляет праздный народ. На следующий день облазили все сопредельные острова, так же представляющие собой Старую Венецию.
20.05.2004, в ночь, выходим направлением на Хорватию, на остров Корчула, что в пятидесяти милях от Дубровника. Встречный ветер, доходящий до штормового, не давал идти нужным курсом и к утру, мы очутились недалеко от хорватского города Пула, куда и зашли спрятаться от шторма. Шторм продолжался два дня, и только 23 мая мы вышли нужным курсом. За этот двухдневный переход погода менялась до пятнадцати раз. Сильное встречное течение не давало идти быстрее трех узлов. К Корчуле пробирались ночью между островов, и в самом узком месте захандрил авторулевой. Только полной переустановкой удалось его настроить. Утром, пройдя между очередных двух островов, открылся красивый вид на город Корчула, где мы ошвартовались в марине. Корчула - маленький, аккуратный город-крепость, где очень мило и уютно, но дорого. В марине полный сервис, стоит один день стоянки яхты до 10 метров 20 евро. Яхты постоянно приходят и уходят, снуют денно и ночно. Познакомились с поляками со стоящей рядом яхты, "Картер-30", побывали в гостях. На компьютере показали виды Санкт-Петербурга, они никогда не бывали в России. 26.05.2004. Вышли курсом на Дубровник. Пятидесятимильным ночным переходом в полный штиль прибыли в Дубровник, чем и закончили прогулку в Венецию.
Теперь начинается само плавание "Через Европу'2004".
Дубровник исходили весь так, что ноги пришлось отмачивать в соленой соде. Старый город-крепость очень красив и приятен, полон туристов, как все красивые города. Наконец-то удалось попробовать устриц. Ожидал большего, наверное, слишком долго ждал. Особо понравилось необычное кушанье - черный рис с соусом из каракатицы. В Хорватии мало мест, где принимают кредитную карту, расплачиваться нужно наличными. Остановились в местном яхт-клубе, а не в гостевой марине, больно она далеко находиться от центра. Отсюда и сервиса почти нет.
28.05.2004. Встретили первых волонтеров яхты, боцмана Королева Саню и матроса Чурилова Олега, подняв большой российский флаг на топе мачты.
29.05.2004. Вышли в море курсом на остров Сицилия, в Серакузы. Попутный бакштаг понес нас через южную Адриатику в северную часть Ионического моря, где мы уже проходили прошлым годом. Как и в прошлом году, Ионическое море встретило нас плохой погодой. Погода менялась два раза в день. Первая половина суток штормовая погода, вторая - штиль.
31. 05.2004. День рождение капитана-наставника Славы Конина. Устроили праздник с вкусной едой, выпили по бокалу красного вина.
01.06.2004. В связи с постоянными встречными ветрами, не дающими идти на Сиракузы, приняли решение об изменении маршрута. Удобным заходом оказался сицилийский город Мессина, а в Сиракузы решили съездить на авто.
02.06.2004. Ошвартовались в городе Мессина. В городе проходили праздничные гуляния, и два последующих дня народ веселился и гулял. Ничего в городе не работало. Пришлось присоединиться к празднику.
04.06.2004. Съездили в Сиракузы на арендованном авто (160 км). Сиракузы впечатлили мало. Зато, на набережной увидели деревянное суденышко, очень похожее на поморское судно Петрозаводской постройки. Любуясь судном, прочли название - "Святой Петр", и порт приписки - Петрозаводск. Познакомились с командой, побывали в гостях, поболтали. "Св. Петр" идет во французский Брест на фестиваль деревянных судов. Жаль что времени на разговоры мало, рано утром собираемся выходить в море. Никто не знал, что погода испортится и задержит нас еще на два дня.
06.06.2004. вышли в Тирренское море курсом на вечный Рим. Ветер в галфвинд, идем шестиузловым ходом. Стоит сильная жара, наступило настоящее южное лето. Немного загораем-обгораем. Чаще стали появляться дельфины, увеличилось судоходство. К утру ветер скис, пришлось опять заводить "железного коня". Встретили супружескую пару средиземноморских китов. Они отличаются от своих собратьев "горбом" на голове и небольшими размерами. К концу 07 июня прошли уже третий вулкан: Этна на Сицилии, Стромболи на Липарских островах, Везувий у Неаполя. По ночам в море выходят местные рыбаки. Выстраиваясь в "строй пеленга" по десять судов занимая огромное пространство. Идя строем, могут резко поменять курс без предупреждения и идти всем строем на тебя, и ты вынужден идти между ними, мечтая не задеть их трал. Следующим препятствием, находящимся между островом Искья и Понцианскими островами, являются рыболовные сети. Установленные рядами, длинной до пяти миль, со святящимися буями только по краям (пять миль!!!). Понять что это сети можно только когда они у тебя под носом. С малыми приключениями и большим напряжением прошла эта ночь. Наступил день со штилевой погодой, ярким солнцем и вечным городом на горизонте. 09 июня ошвартовались в марине "Porto turistico di Roma", что в 30-ти км от Рима. Большая марина на 800 мест растянулась на пару километров вдоль побережья. Стоянка 30 €\сутки. Один час езды до центра вечного города. Попав в центр Римской империи, изумляешься богатству и бедности, чистоте и грязи в нем. Отправив матросов в Россию, принялись за уборку на яхте. Соленая вода вносит свои "прелести" в состояние яхтенного оборудования. Растрескался и развалился гальюн, проржавели петли на дверцах, на палубе стерлась краска.
14.06.2004. На борт яхты прибыли матросы Влад Вершинин, Макс Каримов, Саша Панько и Женя Могилева. Обеспечив себя продуктами, топливом, питьевой водой, вышли в море курсом на Неаполь. Погода стояла отличная, слабый попутный ветер, море с небольшой волной и яркое, яркое солнце. Суточный переход до Неаполя в хорошую погоду не всем прибывшим матросам принес радость и чувство блаженства. Но и старая закаленная морем команда, проведя в море более месяца, приняла на себя груз нервного кризиса.
Яхтенный кризис.
Яхтенный кризис - наступает от пребывания в море в малом помещении с большим количеством людей. Первый, самый слабый кризис наступает на 5-6 день плавания. Человек начинает чувствовать себя неуютно и раздражаться. Первый кризис снимается не злыми шутками, дополнительной работой, хорошей и вкусной пищей. Второй кризис, более сильный и затяжной, наступает после месяца плавания. Сильное нервное напряжение, возбуждение, длится несколько дней, от которого сильно устаешь. При втором кризисе помогает только крепкий алкоголь в большом количестве. Третий кризис наступает после двух с половиной месяцев плавания (более трех месяцев мы еще не плавали). Проявляется в виде нервного расслабления, апатии. Человек становиться инфантильным, ни что его не беспокоит. Все происходящее кажется привычным и естественным. В таком состоянии организм быстро простужается, и вообще начинают прогрессировать все скрытые заболевания. По всей видимости, организм устает бороться. Не хочется ни вкусной еды, ни алкоголя, ни зрелищ. Профилактика третьего кризиса пока нами не найдена. Будем пробовать курс витаминизации организма плюс значительный отдых.

Неаполь произвел удручающее впечатление. Недаром северные итальянцы называют Неаполь - клоакой Италии. Начнем со стоянки в марине; в Неаполе три небольшие марины, где мест нет. Есть несколько марин в пригороде, стоимостью 40 € сутки, без душа и туалета. Пытаются даже запретить споласкиваться пресной водой на пирсе, и это в сорокаградусную жару. В нижнем городе на улицах везде разбросан мусор, и только поднимаясь в гору, в более богатые районы становиться чище. К сожалению, из-за ремонта на яхте мы не смогли съездить в Помпеи. Зато Везувий отлично виден с моря. 18.06.2004. Матросы Панько и Могилева приняли решение сойти на берег и остаться в Неаполе. Общим собранием остальных членов команды было принято решение выйти в море раньше на сутки с тем, что бы зайти на остров Капри. Что и было сделано. Забронировав место со стоимостью 100 € сутки в единственной марине острова, вышли на пятнадцатимильный переход. Пробыли на острове сутки, и вышли в море направлением к французскому острову Корсика. На следующий день зашли на остров Понца - искупаться и отдохнуть. Трехдневный переход от берегов Италии к Корсике распределился очень интересно. День первый: Попутный ветер, геннакер, скорость хода 7 узлов. День второй: Встречный ветер до 15 м/с, волна 6-8 метров. День третий: Полный штиль, яркое солнце. На подходе к проливу Бонифачо усиливается встречное течение. Выясняем из лоции, что при западных ветрах в проливе Бонифачо скорость встречного течения устанавливается 3-4 узла. Принимаем решение не идти через пролив в столицу Корсики. А зайти в небольшой фьордик на юго-востоке острова, в городок Порто-Веккьё.
Франция. Корсика. В путеводителе сказано, что женщины на Корсике ходят все в "черном". Готовимся увидеть полную "Азию" в Европе. Каково же было наше удивление увидеть "мини-бикини" на красивых корсиканских девушках. И сервис изменился в лучшую сторону. Есть душ и туалет, правда работает он с 08.00 до 19.30 часов, а душ по монеткам в 2,5 евро.
24.06.2004. Прошли французский таможенный досмотр. Французские таможенники сделали соответствующую запись в судовой журнал и с извинениями удалились.
Осмотрели городок и близлежащие бухты. Все очень красиво. На борт яхты прибыл матрос Саша Вихров, испытавший всю прелесть Норвежского моря в прошлогоднее плавание. Вышли в море при полном штиле, который продлился до самой Генуи. Пройдя Корсиканским проливом, вышли в Лигурийское море. Ни ветерка, только снующие паромы, между Генуей и Корсикой.
28.06.2004. Ошвартовались в марине Генуи. Одна из больших частей Генуэзского порта выделена полностью под яхтенную стоянку. Вообще, северная Италия здорово разниться с южной, в лучшую сторону. Облазили Геную - большой и красивый город. Сварили огромную кастрюлю борща, которую съел товарищ наших друзей, прилетевший из Лондона. На следующий день с борта яхты убыли матросы Вершинин и Каримов, а мы выдвинулись дальше вдоль итальянской Ривьеры во французскую Ниццу. Как всегда встречный ветер и рокот работающего движка.
01.07.2004. после стомильного перехода ошвартовались в районе города Ницца, в трех км от аэропорта. В центр Ниццы ездили на автобусе. Гуляли по Английской набережной, поднимались на смотровую площадку, бродили по старой Ницце. На следующий день уехал домой в Россию матрос Саша Вихров, а мы вдвоем вышли вдоль французской Ривьеры в сторону Марселя. Время позволяло нам идти в лавировку против несильного встречного ветра. К ночи зашли в близлежащую марину городка Кавалер-сюр-вер, поспали часика четыре и выдвинулись дальше. Решили не останавливаться в марине, а встать на якорь в одной из бухт острова Поркероль. Что и было сделано в северо-западной части острова. Красивейшее место, прозрачность воды до пятнадцати метров, воздух с острова наполнен запахами деревьев. Наглые чайки садятся прямо в кокпит, не обращая на тебя никакого внимания. Познакомились с экипажем французской яхты, побывали друг у друга в гостях. Отдохнув пару дней, вышли в сторону Марселя. На подходе к Марселю прошли мимо знаменитого замка Иф и отшвартовались в старинной марсельской гавани, а ныне громадной марине на 3000 мест. За три дня проведенного в Марселе был осмотрен город, закуплены продукты, найдены карты французских внутренних водных путей до города Лион, произведена генеральная уборка яхты и встречен матрос Ирина Цытович.
10.06.2004. Вышли в море курсом на дельту реки Рона. Войдя в канал Сен-Луи, ошвартовались у бюро канала, где выяснили, что проход по ВВП Франции бесплатный и что все краны в ближайших маринах заняты на месяц вперед. Пройдя шлюз, вошли в реку Рона и двинулись вверх по течению, к городу Арль. В городе Арль находится первый неразводной мост, а рядом речная заправочная станция, на которой имеется прекрасная кран-балка. Вот таким легким способом мы сняли мачту и уложили её на палубу яхты. После пары часов приготовлений яхта была готова для дальнейшего следования по внутренним водным путям Европы.
11.07.2004. На сутки остановились в городе Авиньон, где одно время находился папский престол. Осмотрели город и папскую резиденцию. Прекрасно поужинали.
Наш новый матрос Ирина Цытович оказалась не только замечательным человеком, но и как оказалось очень способным штурманом, выучившимся работе с картой всего за сутки. Вдобавок Ирина прекрасно владеет французским языком и прекрасно разбирается во французской кухне. Так что идти по реке нам было не только легко, но и приятно, вкушая французские яства, запивая их легким французским вином.
Идя по реке Роне, вставали в 05.00 часов утра и шли до 22.00 часов, полный световой день, т.к. обстановка на реке не освещается. На ночь вставали на якорь или швартовались к многочисленным баржам, стоящим у причалов. Иногда заходили в марины, заправиться топливом и водой, купить продуктов. Шлюзы на реке Роне ничем не отличаются от шлюз на реке Свирь или на Беломорканале. Шлюзовать будут даже одну яхту, если на борту три и более человек, если меньше, нужно ждать прихода еще одного судна.
Так, пройдя города Элевьер, Валенс, французскую Вену, 15 июля ошвартовались в исторической марине города Лион. Сразу занялись поисками речных карт для дальнейшего прохода по рекам и каналам Европы, до Амстердама. Купленные карты привнесли нам большие неожиданности - "лишних" 120 шлюзов!!! А значит две-три недели дополнительного хода. На что уже не было ни времени, ни сил. И было принято решение об оставлении яхты на зимнее хранение в марине города Лион, с продолжением дальнейшего плавания на следующий год.

Капитан яхты Андрей Деркач
Капитан-наставник: Слава Конин
Боцман: Саня Королев
Матросы: Елена Вавилова
Олег Чурилов
Влад Вершинин
Макс Каримов
Саша Панько
Женя Могилева
Саша Вихров
Ирина Цытович
Координатор проекта: Дмитрий Чернов

http://www.yachtmirabel.ru/