Южная Франция – Черногория, август 2008

 

Барселона, мучения с таксистами, никто не знает французскую деревушку под названием Гриссан (Gruissan); спасает плоттер установленный в каждом такси. Нас никто не встречает – выходные дни,- яхту находим по наитию и цвету, и по индефекационному номеру. Ночуем в кокпите, жара. Следующий день начинаем с проверки такелажа, корпуса, яхтенных вещей и бытовых принадлежностей. Остальная часть дня ушла на закупку продуктов.

Понедельник, к десяти утра появились французы, и работа закипела в полную силу, проверка навигационного оборудования, обследование двигателя, сбор и подготовка документации, получение дополнительных опций на яхту, и т.д., и т.п. Поиски генератора заняли некоторое время, так как на обозначенном на схеме месте его не оказалось. Применили тактику «тыка» и по выхлопной трубе нашли генератор в совершенно другом месте. К вечеру вторника все подготовлено, и мы решаем после ходовых испытаний не возвращаться в порт Гриссана, а идти к проливу Бонифачо.

В море как всегда в «морду», 10 м/с. Ночью, против ветра, нас нагоняет громадная туча, вся сверкающая молниями. Молнии распространяются не только вертикально, но и горизонтально, образуя полосы в шесть-семь грозовых линий, диаметр которых доходит до десяти сантиметров! Срочно берем рифы, и зарифленные бежим сем узлов, пытаясь убежать от ударов молний. Через два часа туча ушла на север, а у нас штилевая погода. Мерный звук двигателя, запоздалый ужин, небольшой отдых и распределение на вахты.

Следующим днем гуляющий, то усиливающийся, то стихающий ветер заставляет беспрестанно работать с парусами. Яхта Beneteau Oceanis 50 рассчитана на крепкие ветра, с взятыми рифами отлично бежит, не лежа на руле, но при ветре менее пяти м/с очень плохо управляется.

Прошли две трети пути до пролива Бонифачо. Слабые ветра уваливают нас на юг к северной оконечности острова Сардиния. Проявляются обычные для новой лодки бяки: выбивает предохранитель электрического привода фаловой лебедки, вирус на компьютере убивает электронные карты, короткие веревки не достают до так нужных электрических лебедок, не закручены многие мочки, не прилажен добротно аварийный плот…  

 

Происшествие 1. Пройдена половина пути до острова Корсика, ночь, рано всходящая луна давно свалилась за горизонт. Навстречу движется красно-оранжевый огонь – встречная яхта идущая под парусами левым бортом,- близко, но расходимся. Приблизившись на несколько корпусов «красный огонь» начинает сближаться  с нами. Поравнявшись с нашей яхтой «красный огонь» делает резкое движение в нашу сторону. Обходим его быстрым маневром, благо скорость нашей яхты под парусами восемь узлов, и быстро удаляемся, немного «увалясь» под ветер. Ни визуально, ни в бинокль, не было видно какого-нибудь силуэта яхты, судна или плавающего предмета, только все тот же красно-оранжевый огонь, теперь мирно удаляющийся, и кажущийся круговым. Что это? Плавающий буй идущий со скоростью не менее пяти узлов? Подводная лодка? Подводная лодка должна нести ходовые огни, да на радаре ее не видно, а «это» видно. Непонятным остался для нас этот круговой красно-оранжевый огонь.

 

Происшествие 2. Пройдя пролив Бонифачо, на выходе в Тирренское море, имели прекрасный ход лодки с попутным бакштагом. Яхта при полном генуэзском стакселе и зарифленном гроте развивала скорость 8,5 узла. К вечеру ветер начал стихать, что привело к полной не работе генуэзского стакселя. Сворачиваем стаксель, и прекрасно управляемся на малых ветрах под гротом с одним рифом. Прекрасный, мирный бег яхты. Вдруг, с совершенно другой стороны, приходит сильный порыв ветра, и молниеносно раздувает ветер до 20 метров в секунду. За ветром, так же быстро, приходит крутая, двух-трех метровая волна. Быстро темнеет. Приводиться и брать рифы нет возможности. Яхта легко управляется, немного приводясь на волне, бежит в бакштаг десять с половиной узлов. Ночь проходит в двухчасовых вахтах со сном в кокпите. Наконец забрезжил рассвет, ветер понемногу слабеет. Уже совсем рассвело, когда пришла небольшая, совсем незначительная волна. На этой, на вид невзрачной волне, лодку бросает в сторону и разворачивает, гик перелетает на другой борт. Вырвана лямка верхнего ползуна грота и лямка крепления первого рифа, грот теряет форму, но стоит и яхта управляется. Убираем грот и ставим  генуэзский стаксель.

 

Происшествие 3. Средний ветер в десять метров в секунду, попутная волна полтора метра, спокойный бег яхты с зарифленным в один риф стакселем. Вдруг стаксель начинает ползти вниз, собираясь в мятого вида мешок. Стаксель-фал болтается на 7/8 мачты и тихи улыбается. На фаловом углу стакселя висит разжатая мочка – крепление стакселя к фалу.

Беседка, лебедка, подъем, и вот матрос раскачивается у мачты на высоте семнадцати с половиной метров. Немного обезьяньей сноровки и фал спускается на палубу. Дальше остается выбор: опускать матроса или сбегать за фотоаппаратом, чтобы запечатлеть красоту невиданного порядка?! Ответственность и безопасность берут верх и матрос медленно и аккуратно спущен вниз. Немного Кулибинской сноровки и стаксель наполняется ветром.

 

Мерный бег к Сицилийским берегам. Неожиданно и рядом появились острова, точнее огромные скалы – Липарские острова, расположены в Тирренском море у северо-востока острова Сицилия. Вулканические острова или скорее потухшие вулканы. Да, не все; на горизонте виднеется остров Стромболи, над которым ночью видим красные мерцающие вспышки.

К концу подходят пятые сутки плавания. Решено сделать суточную остановку на Сицилии в городе Мессина, чтобы сделать гарантийную профилактику двигателя, осмотреть город и отдохнуть. Сутки пролетели быстро, обследовали грот и выяснили причину аварии. Грот со сквозными латами, латы крепятся к ползунам мачты лямкой, а лямка между собой сшита крепкой ниткой в один стежок. Этот стежок и режет лямку при резком и сильном порыве как бритва!

Рано утром, вышли в пролив. Полный штиль. Пересекли пролив и под берегом континентальной Италии выдвинулись в сторону Ионического моря. Убранная, вымытая лодка блистает синевой борта, тиковая палуба желтеет новизной. Сытые яхтсмены, слушая прекрасный баритон итальянского певца, легко управляют шестнадцатиметровой яхтой и с удовольствием смотрят на мир.

    

Сытый, мытый и побритый…

Вот каким хочу я быть яхтсменом!

:)

 

Перед глазами Ионическое море гладкое как зеркало. Идем под двигателем, осматривая скалистые итальянские берега. По побережью встречаются небольшие деревушки с небольшими гаванями и большими отелями. Местное население занято рыбалкой, туристы возлежат на пляжах или шатаются по утесам, смотрят на море, на проходящую красавицу парусную яхту.

Топливо быстро уменьшается – конусный бак. Ночь. Заходим в небольшой городок Отранто, что находится на стыке двух море: Ионического и Адриатического. Заночевали на якоре в гавани городка, горящего всеми огнями радуги и с танцующим народом на набережной - праздник. Раненько утром добродушные итальянцы заправил нас пищей для двигателя, помогли развернуть огромную лайбу в узком проходе идущем от заправки, и мы потихонечку, кормой вперед проходим к открытой воде.

Выйдя в Адриатическое море, легли на курс пять градусов, чтобы идти в Черногорский город Бар, но не приближаться к берегам Албании ближе, чем на тридцать миль. По слухам известно, что в Албании водятся нехорошие человечишки и устраивают всякие гадости проходящим маленьким яхтачкам.  

Море спокойно, небольшой ветерок, яхта под всеми парусами бежит четыре узла в острый бейдевинд. Солнце начинает печь в восемь часов утра! Итальянское радио передает о войне с участием России, то ли в Грузии, то ли в Осетии, а может Абхазии. Ничего не понять с итальянского языка. Связываемся с Питером по телефону, получает краткую информацию, и ужасаемся; почему кому-то не хочется жить мирно? Или сателлитам надобно отрабатывать полученный кусок хлеба с маслом и икрой? 

У Черногории в море высыпало большое количество рыбацких баркасов, хаотично болтающихся вдоль и поперек. Лавируясь под двигателем между ними к пяти часам утра вошли в марину города Бар (Черногория), ошвартовались к причалу и завалились отдыхать. Работа выполнена, и чувство удовлетворение распространялось вместе с наступающим днем, предвестником сорокаградусной жары.

 

Капитан яхты Андрей Деркач

Старпом Анатолий Овчинников

 

 Фотографии плавания