Через Средиземное море на Beneteau

 

Мы приглашены для перегона яхты Cyclades 434 и катамарана Lagoon 440 из южной Франции в Одессу. Две питерские команды прибыли в небольшой городок Гриссан, что находится на Средиземноморском побережье недалеко от границы с Испанией. После долгой дороги и сытного ужина спали в комфортабельных каютах крепким и сладким сном.

Ранний подъем, горячий душ, и тело принимает прежнюю гибкость, а дух - стойкость. Приемка судна начинается с проверки надлежащих документов, проверки работы навигационного оборудования, проверки креплений такелажа и работы двигателей. Первые небольшие неполадки устраняются, аппаратура настраивается, подсоединяется дублирующая навигационная система – ноутбук с электронными картами, GPS-ом и Навтексом. Во второй половине дня - тест-драйв на морском просторе. Сначала тестируем работу двигателей. Выявляем маленький "раздрай" в работе двигателей, наверняка потянулась одна из тяг?! Катамаран под двигателями крутится почти на одном месте, на ходу развивает скорость 9 узлов. На небольшой волне чувствуется небольшая продольная качка. Стаксель на закрутке ставится одним человеком за считанную минуту. Под одним стакселем катамаран лавируется против ветра под углом 80 градусов, под стакселем и гротом – 60; все при силе ветра 4-8 м/с. При более тихом ветре катамаран практически останавливается – тяжелое суденышко, при более сильном ветре лавировочный угол увеличивается – снос. На катамаране большой грот, постановка и уборка требует приличных усилий двух человек, и это при слабых ветрах!!! «Ленивый Джек», куда скидывается парус, не регулируется, и при более-менее сильном ветре парус ложится на оттяжки «Ленивого Джека», гик приподнимается, а оттяжка гика не предусмотрена, что очень странно. Пришлось придумывать собственное изобретение.

На этом тест-драйв закончен, возвращаемся в марину и даем себе время на осмотр достопримечательностей Гриссана и закупки продовольствия.

Следующие два дня ждем необходимые запасные части для двигателей. Южные французы, как и испанцы живут под девизом: «маньяна!», или по-русски – не торопись выполнить приказ, его могут отменить!

Выход в плавание ознаменовался сильным попутным ветром. Под одним стакселем в бакштаг катамаран развивает скорость до 9-ти узлов, неплохо держит полутораметровую волну. К вечеру следующего дня подошли к острову Корсика, где и началась цепь небольших приключений.

Вышел из строя датчик лага, раздался топенант, и под самым берегом Корсики у пролива Банифачо на борт катамарана поднялась Береговая Охрана Франции. Поверив документы, «Охрана» предъявила претензию по поводу того, что на борту нет первого экземпляра регистрационных документов. Наши объяснения, что документы на регистрации в BVI,  что перегон нового судна с копиями- это обычная практика, что можно сделать запрос в Beneteau, где подтвердят, что судно не угнано,- положительного эффекта не возымело. Нам было предложено уплатить штраф в 300 евро или судно будет арестовано. Телефонные переговоры с нашим представителем Beneteau тоже не возымели действия на «Охрану». Пришлось дозваниваться в Одессу и получать добро на оплату штрафа у представителя Хозяина катамарана. Оплатив штраф и потеряв в море два часа вошли в пролив Банифачо при сильном встречном ветре и крутой короткой волне. После получения прогноза погоды приняли решение зайти на ночь в городок Банифачо на ночевку, чтобы с раннего утра получить попутный ветер и не колбаситься всю ночь в проливе.

Со свежими силами после крепкого сна, осмотра одного из красивейших мест Корсики, вышли в Тирренское море и с попутным ветром семиузловым ходом пошли на юго-восток.

Катамаран сильно отличается от яхты; если не учитывать продольную небольшую качку, идешь словно на плавдаче. Огромного размера кают-компания, отлично оборудованный камбуз, каюты с индивидуальным гальюном, горячий душ..., солнце и женщины, что надо еще моряку?! :))) Шутка!!!

Много лет назад установленные правила плавания действуют и на катамаране – питание на судне должно быть максимально приближенно в домашнему!!! Молочная каша на завтрак, борщ или гороховый суп на обед, тушеные овощи с мясом на ужин,- вот краткое меню нашей команды. Это минимум того, что можно приготовить, т.к. на катамаране ТРИ (!) холодильника и духовой шкаф. Остановить кока может только его фантазия! :)

Трехчасовые вахты сопровождаются легкой джазовой музыкой, льющейся со стерео системы, разнесенной по двум постам и кокпиту. Одиночная вахта на верхнем посту, подвахта в кают-компании и одиноко спящий отдыхающий :) Вахты по три часа вырабатывались в течении многолетних плаваний с малой командой. В дальнем морском плавании очень важно размеренно тратить свои силы и максимально быстро их восстанавливать,- только так можно избежать возможных ошибок.

В южной части Тирренского моря слабые ветра сопровождали нас до самого Мессинского пролива. Поздней ночью вошли в Мессинский пролив и с сильным течением побежали вдоль восточного берега Сицилии. Яхта Олега Ивашкина уже была ошвартована в марине Мессины и для катамарана было подготовлено место. Благополучно ошвартовавшись в марине, всей компанией уселись за ранний завтрак или поздний ужин. Недолго нам пришлось лакомиться вкусностями. Немецкая яхта при попытке ошвартоваться на соседнее стояночное место навалилась на катамаран. Аврал,- и вся праздничная команда на бонах быстро справляется с немецкой четырнадцатиметровой малюткой. Немцы безропотно делают запись в судовом журнале о произошедшей аварии с обозначением своей страховой компании и номера страхового полиса.

К моменту прихода в Мессину двигатели отработали положенные пятьдесят часов обкатки, и день был потрачен на гарантийную профилактику.

Вечером  следующего дня пересекли Мессинский пролив и зашли в Реджио ди Калабрио для дозаправки топливом, после чего вышли в Ионическое море при полном штиле. Ночью поднялся попутный ветерок, который к утру раздуло до 14 м/с. Катамаран при полных парусах развивал скорость в 9,5 узлов, немного втыкаясь в боковую волну. Но больше всего смущали удары волны между поплавками. Грохот от удара стоял невообразимый и казалось, что катамаран развалится на две части.

Почти все Ионическое море пробежали в бакштаг при средней скорости 8 узлов, и только на подходе к Пелопонесскому полуострову подул встречный ветер, который к ночи раздуло до штормового. Лавировочный угол катамарана составлял 140-160 градусов. Не было возможности пройти проливом Elafonisos, и, пришлось "свалившись" обходить остров Китура с юга, где на ночь зашли в бухту Ormos Rapsapi. Приятная бухта, закрытая от всех, кроме южного, ветров. Небольшой поселок с старинным замком на горе, допоздна работающий магазин, где мы залупились провизией. Переночевав часиков пять, вышли в Эгейское море, которое встретило нас встречным ветром и небольшой, но крутой волной. Как всегда не обошлось без происшествий. Ночью механическое судно обошло катамаран по правому борту в 1,5 милях. Обогнав мили на две, судно сделало резкий разворот в нашу сторону и пошло режущим курсом, приближаясь к катамарану. На подсветку фонариком на паруса сигнала «Не понимаю Ваших действий» судно не реагировало. Пришлось срочно крутить поворот и под углом  90 градусов к курсу судна уходить от него с полными парусами и включенным двигателем.

Под утро в море появилось большое количество пассажирских паромов, которые также беспардонно резали нам путь по носу.

Самое интересное, что было услышано нами по радио на 16-том канале: одно судно, идущее навстречу другому, требует уступить ему дорогу, мотивируя свои требования большими размерами!!! :) Без комментариев.

Несколько дней лавировки, то с усиливающимся до штормового ветром, то с ветром стихающим до штилевого, привели нас на остров Андрос в небольшую бухту Гаврион, где нас уже ждала яхта Олега. Входим в кромешной темноте только благодаря полному комплекту навигационного оборудования и советам с яхты. Свободных мест у причала не оказалось и нам пришлось вставать на якорь. Якорь полз, и приходилось вновь и вновь менять места и глубины. После удачно выбранного места выставили ночную вахту для контроля положения судна. Хотя бухта со всех сторон прикрыта холмами, ветер дует с очень приличной силой, – не лучшее место для стоянки на якоре.    

-несите радио вахту пацаны!- нахал

-мы вас тоже любим! – раскладушка

В эфире эхом раздавались переговоры между яхтой и катамараном.

Вся гавань небольшой бухты забита яхтами с российскими флагами под краспицами – это регата устраиваемая фирмой «Верникас», где более двадцати яхтах фирмы Beneteau украшают Эгейское море своими парусами.

Ранним утром регата вышла на старт, а мы преспокойненько заняли полностью пустой пирс и отправились делать продовольственные закупки, мыть полностью просолившиеся суда, пополняться топливом и водой.

«Этот День Победы порохом пропах...» - раздавались патриотические песни с раннего утра девятого мая. Когда праздник достиг своего апогея, к нам прибыл греческий полицейский с просьбами сделать музыку потише. Полицейский сказал, что он прекрасно понимает наше настроение, т.к. его отец тоже воевал во Вторую Мировую Войну. Веселье длилось до позднего вечера, а ранним утром, в 06.30 часов, мы отошли от одного из приятнейших греческих островов, и выдвинулись курсом на Дарданеллы. Ночью перестали гореть ходовые огни. Всю ночь шли под клотиковым огнем, временами подсвечивая фонариком на паруса. Обычный для Эгейского моря встречный северо-восточный ветер, лавировка, как всегда суда режут нам ход... В середине дня зашли  в небольшую гавань острова Ayios Evstratios для производства ремонтных работ. Кроме ремонта ходовых огней пришлось перезаводить рифы грота, т.к. раздался рым на гике. Когда работы были закончены, вышли в море и получили прекрасную возможность одним галсом подойти к Дарданеллам.

В Дарданеллах встречный ветер и встречное течение замедлили ход катамарана на три узла. Ушли под самый берег, чтобы уйти от сильного течения. Около 01.00 ночи 13 мая вышли в Мраморное море, слабый встречный ветер, шумно работающие двигатели и пятиузловый ход в экономном режиме. Пройдя две трети пути по Мраморному морю яхта и катамаран встали лагом и легли в дрейф. Часовой отдых с купанием в водах Мраморного моря, легкий чай и в путь к Босфору, а там и Черное море не далеко.

На входе Босфорского пролива стемнело. Теперь представьте себе, очень сильное течение, нескончаемый поток судов идущих из Черного моря, от берега к берегу снуют вездесущие скоростные паромные катамараны. Кроме морских судов и местных паромов пролив забит всякими суденышками аля-прогулка или аля-рыбалка. До первого моста пересекаются несколько паромных переправ по которым безостановочно снуют паромчики, идущие на большой скорости. Уворачиваясь от пересекающих путь паромов, не обращая внимания на обгоняющие, с встречным течением в 4 узла подошли к первому мосту. Мост высотой 64 метра и украшенный меняющими цвет гирляндами, дома и набережные подсвеченные огнями. У самого моста был дан многозалповый салют – думаю, в нашу честь! Так Турция встречает настоящих героев моря!!! Войдя в пролив и немного адаптировавшись, рассмотрели громаднейший город, где самолеты взлетают каждые две минуты, где с минарета звучит голос муллы, где набережные усеяны ресторанчиками и праздно шатается народ – а, ведь, все это когда-то был Константинополь... Поднявшись на север Босфора усилился ветер, настолько холодный что пришлось одевать на себя все что было теплого на судне. Вот Вам разница в 15 миль, на юге Босфора стоишь на вахте в рубашке, на севере – «в тулупе». В первом часу ночи вышли в Черное море и встали на курс к берегам Одессы. Через двенадцать миль попали в окружение лежащих в дрейфе судов, количеством более тридцати. Профессионально лавируясь между ними вышли победителями на свободные морские просторы и опять взяли курс к Одесским берегам.

День встретил нас голубым небом, синим морем (почему его назвали Черным?), северо-восточным ветром в 2,5-3 балла. На борту попеременно звучали легкие мотивы Бенни Гудмена и поднимающий моральный дух Советского человека: «Широка страна моя родная...». Омовение в водах Черного моря и обильный вкусный завтрак удалил вчерашние легкие страхи и тяжесть бессонной ночи. Опять установились размеренные, немного нудные, дежурные вахты. Жизнь вошла в свой обычный судовой ритм.

Весь следующий день ветер дул в галфвинд правого борта силой 9 м/с, море имело очень маленькое волнение и яхта бежала со скоростью 7,5 узла – трамвайным путем! На борту закончился газ и приготовление еды перенесли в микроволновую печь. На обед готовили  экспериментальное блюдо – запеченный картофель с мясом под соусом собственного рецепта. Название соусу пришло налету – соус Черноморский: томат паста, майонез, сырое куриное яйцо, молоко, соль, перец, чеснок,- все тщательно перемешать, консистенцию довести до жидко-сметанного состояния, залить запеченный картофель с мясом и томить пять минут.

К двадцати двум часам пересекли государственную границу СССР. Ой! Украины. К утру ветер усилился и задул в бакштаг, катамаран спокойно бежал свои восемь узлов под одним стакселем. В середине дня вошли в порт Одесса, где расположена яхтенная марина. Чтобы не рисковать дорогим судном ошвартовались к наружной причальной стенке. На этом перегон из южной Франции в Одессу был закончен!

Прекрасный прием, «Мастер-класс», осмотр достопримечательностей города и изумительный банкет подвели черту под хорошо выполненной работой.

 

  Экипаж перегона:

 

Команда яхты Cyclades 434:

Капитан Олег Ивашкин

Старпом Алексей Рулевский

Матрос Ольга Марозова

Команда катамарана Lagoon 440:

Капитан Андрей Деркач

Старпом Ждан Замулин

Матрос Анатолий Афанасьев