Святой север России' 2002
или как не получилось пройти вокруг Скандинавии,
но получилось посмотреть красивейшие места нашего Севера

   С июня по август 2002 г. яхта "Мирабель" должна была совершить переход вокруг Скандинавии: из акватории Финского залива (Санкт-Петербург) в акваторию Белого моря (Архангельск) через Балтийское, Северное, Норвежское и Баренцево моря.
Но поход оказался сорванным из-за задержек с получением виз в консульстве Норвегии в Санкт-Петербурге. Предлагалось, что яхта зайдет в столицы балтийских государств и в крупнейшие порты Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии. По правилам стран Шенгенского соглашения, визу выдает страна, первая на пути следования туристов, или страна основного места их пребывания. При подготовке экспедиции выяснилось, что требуется отдельная виза на яхту (!) для прохождения норвежских территориальных вод, и т. к. Норвегия - страна основного пребывания экспедиции (1,5 месяца), то было решено подавать документы в консульство Норвегии. Более 3 месяцев чиновники представительства и сотрудники МИДа Норвегии рассматривали документы экспедиции, но ответа так и не было.
В середине июля 2002 г. стало ясно, что временной лимит на прохождение Баренцевого моря (самого штормового моря в мире) исчерпан. В сентябре оканчивается навигация, дует ветер с Ледовитого океана и температура ночью опускается ниже 0 С0. Экипажем было принято решение - идти в Архангельск внутренними территориальными водами России. Из Санкт-Петербурга через Ладожское и Онежское озера, Беломоро-Балтийский канал и Белое море - название проекта "Святой Север России'2002".
На такой нервной ноте и шла подготовка к походу. А сделано было много. Установлен новый современный двухцилиндровый 20-сильный двигатель "Yanmar", дополнили навигационное оборудование радаром, установили отопитель каюты и авторулевой, сшили новые диваны, покрасили яхту. В общем, постарались обеспечить максимальный комфорт для длительного плавания.
И так, стартуем в Архангельск. 24 июля 2002 года яхта вышла из питерского яхт-клуба "Балтиец", сложив предварительно мачту. Шли р. Невой к Шлиссельбургу. Новый двигатель показывал прекрасную работу на реке. В Шлиссельбурге, на территории ремонтного завода, поставили мачту, и вышли в Ладогу на Приозерск. Встречный малый ветер с дождем не давали возможности нести паруса, было принято решение идти под двигателем и опробовать работу авторулевого, объединенного в систему с радаром и GPS. Результаты превзошли все ожидания. Стоя на вахте главное - не уснуть от безделья(шутка!). В середине дня 25 июля ошвартовались в марине Приозерска. Сразу принялись убирать мелочи, вылезшие за переход. Через несколько дней подъехали оставшиеся члены экипажа, и мы начали осуществлять вылазки в северо-западные шхеры Ладожского озера. Первым был остров Кильпола в десяти милях от Приозерска. Кильпола - большой остров, в котором имеется глубокий залив-фьорд, а в заливе несколько островков. Остров, единственный на северо-западе Ладоги, заселен, рыбацкая деревушка расположена на западной стороне острова. Красоту острова не имеет смысла описывать, т.к. в этих местах все настолько красиво, что душа наполняется особым поэтическим воздухом. Единственный недостаток, косвенно влияющий на наш отдых - это наше умение ловить рыбу, но об этом лучше промолчать. Следующим местом вылазки была "Кочерга" - очень узкий залив-фьорд протяженностью около пяти миль, местами, сужающийся до 15 метров, с глубинами при низкой воде до двух метров. Красота, воздух - поразили. Обрывистые берега, гладь воды залива, воздух, пахнущий хвоей, травами вперемежку с запахом мха. А когда рыбаки подарили полведра рыбы, и был приготовлен царский ужин, наступил праздник души и живота.
По возвращении в Приозерск, на входе в реку Вуокса, встретили стоящую на мели яхту "Аргус" из питерского яхт-клуба ГУВКа (Государственного Университета Водных Коммуникаций). Попытались стащить ее с мели, но мощности не хватило, уж больно хорошо сидел "Аргус" на мели. Выручил подошедший буксир. Самое интересное, что мель находится в центре фарватера.
На следующий день - культурная программа по Приозерску (старые названия: Корела - Кексгольм - Кякисалми), с посещением крепости крепости Кексгольм-Корела и осмотром Приозерских церквей. Вечером выход на остров Валаам.
Расположенный в северной части Ладожского озера, Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов, самый большой из которых - Валаам..
Ночной переход до острова очень понравился новичкам, отстоявшим каждый по вахте. Остановились в Монастырской бухте острова, уткнувшись носом прямо в скалистый берег. Посетили Центральную усадьбу монастыря Спасо-Преображенский собор, Никитский скит, Игуменское кладбище, Гефсиманский и Воскресенский скиты. Все сфотографировали и к вечеру выдвинулись к острову Сухой, порыбачить.
Остров Сухой находится у юго-западной оконечности Валаама и имеет фортификационные сооружения, как говорят, времен Зимней войны 1939-40 гг.
Подойдя к острову, увидели, что место не совсем закрытое, как рассказывали нам яхтсмены бывавшие в этих местах. Но решили все-таки пришвартоваться к острову, благо ветер был мал, и получили небольшие приключения. Идя на самом малом ходу, сели на мель, точнее - на громадный плоский валун, сойти с которого смогли, только спрыгнув в воду и столкнув яхту. Выбрав место, ошвартовались носом к каменистому берегу и растянулись на якоре. Осмотрелись, поставили сеточку, закинули удочки и … ничего не поймали. Такие вот мы рыбаки. Осмотрели остров, его укрепления и улеглись спать. В три часа ночи раздался звук, поднявший нас в кокпит. Ветер изменился на противоположный, якорь пополз, нас стало прижимать к берегу. Объявляется аврал. Снимаемся с места, бросив концы на берегу, и уходим под берег другого острова. Ветер усиливается. Встав на рейд у противоположного острова, выставляем вахту до утра. В 08.00 часов утра возвращаемся на прежнее место, забираем концы, сеть, и уходим в открытую Ладогу, по направлению города Сортавала.
Дует хороший, спокойный, 6 м/с ветер в галфвинд, подняв все паруса, с большим удовольствием идем открытой водой. От удовольствия захотелось есть. Решено приготовить гречневую кашу. Поручаем приготовление одному из наших новичков из Москвы, Дмитрию Чернову, многократному участнику туристических походов, сплавов по горным рекам и т.д. Но происходит ЧП. На одной из небольших волн корму лодки подбрасывает, нога Дмитрия соскальзывает с упора, а рука попадает на кардан камбузной плиты. Кастрюля с гречневой кашей летит вверх. Кипяток выливается во все стороны, ошпаривая Дмитрию лицо, грудь и ногу. Парень реагирует моментально, скидывает с себя одежду, лезет под душ и смывает с себя всё попавшее на кожу варево. После оказания первой помощи организму требуются обеспечить восполнение жидкости, для чего лучше всего подходят фрукты. В нашем случае - это апельсины.
Придя в г. Сортавала (старое название Сердоболь), ошвартовываемся у местного причала в центре города. Дмитрия отправляем в сопровождении в больницу. Врач выписывает мазь и говорит, что парню повезло и раны заживут за 2-3 недели.
В Сортавале пробыли два дня, поменяли масло и фильтр в обкатанном уже двигателе, закупили продукты, попили пивка, помылись в баньке, отправили домой матроса Влада Вершинина, пожарили свежего мяса и с утра следующего дня вышли по направлению к острову Мантисансаари, что находится у восточного побережья Ладоги. Пройдя Сортавальские шхеры, вышли на простор Ладоги, поставили паруса и пятиузловым ходом помчались на юго-восток.
У острова Мантисансаари задели скегом трос идущий от сети. Буйки на сети маленькие, грязно-белые, совсем не заметны на волнении. Почему бы рыбакам ни использовать большие буи оранжевого цвета?
Обойдя остров, осмотрели несколько заливов, но места для стоянки не нашли, а на рейде при прижимном ветре стоять не хотелось. Развернувшись, взяли курс на реку Свирь. К утру подошли к дельте и по фарватеру вошли в реку. В маленьком поселке Свирица заработал мобильный телефон, и мы смогли пообщаться с "большой землей". Выше по реке, в г. Лодейное поле, где мы остановились на сутки, телефон уже не работал. И хотя был включен роуминг (МТС), в телефоне звучит безмолвие.
Лодейное поле основано Петром I на один год раньше Санкт-Петербурга, свое начало берет как Олонецкая судоверфь и в этом году празднует 300-летие. В 25-ти км от города находится Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Можно сказать, что некоторых членов команды этот монастырь настолько поразил, что они сравнивали эмоциональное впечатление от его посещения с энергетикой церквей в Иерусалиме и кремля на Соловецких островах.
За Лодейным полем предстояло пройти под мостом. Выходить нужно ранним утром, когда вода низкая. На этом участке пути уровень воды в реке регулирует Нижесвирская плотина. Проектные габариты моста 14,5 метра, а наша мачта с антенной - 14,7 метра. При сбросе воды получаем дополнительно 1,5 метра и спокойно проходим под мостом. Пройдя под мостом, к семи часам вечера подошли к Нижесвирскому шлюзу и, подождав полчасика идущее за нами судно, вошли в шлюз. Ошвартовались у рыма. Вся корректировка прохождения шлюза регулируется диспетчером на канале № 3 и хорошо отработана, поэтому, спокойно отшлюзовавшись и, поблагодарив диспетчера, выдвинулись дальше вверх по реке.
Следующим пунктом нашего отдыха была мистическая "Русская деревня" в которой останавливались на отдых Путин и Касьянов, о которой ходит много слухов, и никто не знает где точно она находится. Но все оказалось намного банальней. Вновь отстроенные дома слегка напоминают старорусские деревенские. Однако говорят, что существует музей водки с то ли двумя, то ли тремя тысячами наименований огненного напитка. Но попасть туда мы не смогли, несмотря на заверения старшего менеджера. Поэтому, ошвартовавшись на противоположной стороне реки и набрав в лесу полное ведро лисичек, грибов разумеется, закатили пир горой. Русские грибы, украинская горилка, еврейская музыка сопровождали наш праздник единения с природой. Следующий день посвятили русской рыбалке. Выслали знатоков спинингования за добычей. Первым пропал часа на три Саня Королев, вернувшись мокрым, но счастливым, с добычей в виде "груды" окуней. Но самый класс показал Гарик Бевзенко, вернувшись к ночи с добычей в виде щуки. Обрадованный экипаж завалился спать с блаженными мыслями о завтрашнем обеде.
Подъем в 02. 00 часа ночи. Снимаемся с якоря под звуки льющихся ругательств на не проснувшийся, но поднятый экипаж, и выходим для прохождения Подпорожского моста, высота которого 14,5 метра. Для прохождения под мостом весь экипаж вывешивает свой пятые точки за борт на расстояние максимального удаления. Замедлив ход до минимума, очень тихо и нежно проходим под мостом так, что антенна на топе мачты ниже моста сантиметров на двадцать.
Следующим испытанием был Верхнесвирский шлюз. Диспетчер запускает нашу яхту первой, а за нами Нефтерудовоз. Ощущение не из приятных, когда по корме, в десятке метров, идет судно в 5000 тонн водоизмещением, тем не менее, надо отдать должное капитану судна в его аккуратности и предусмотрительности.
Следующим действием была швартовка в г. Подпорожье и приготовление долгожданного обеда, состоящего из наваристой ухи и жареной щуки. На десерт у местных жителей были закуплены черника, малина, крыжовник.
Следующий трехчасовой переход привел нас в дельту реки Шакшозерка - место, где речка, впадая в Свирь, образует несколько идущих друг за другом симпатичных заливчиков. Найдя идеальное место для стоянки и рыбной ловли, ошвартовались и стали доставать сеть, но оказалось, что ее выбросили вместе с мусором, т.к. она содержалась в точно таком же мешке. На этом рыбная ловля закончилась.
Утром ранний выход был отменен из-за густого тумана, выйти смогли только в 11.00 часов. Предстоял переход до Петрозаводска, с коротким заходом перед выходом в Онежское озеро в поселок Вознесенье за хлебом. По пути встречались обустроенные деревеньки со староверческими избами и деревянными церквами, местные жители, занимающиеся рыбной ловлей, стада коров, бродящие без пастуха, и красоты смешанного леса, стоящего вдоль берега реки. После двенадцатичасового пути по реке выходим в Онежское озеро, наконец-то ставим долгожданные паруса. Мерный ход яхты, приятный звук обтекающей корпус воды…
Потратив некоторое время на поиски Петрозаводского яхт-клуба, находим что-то вроде "шанхая": без электроэнергии, без воды и без берегового гальюна. Ошвартовавшись, отправляемся в город на разведку.
Петрозаводск основан в 1703 году, как завод по выпуску пушек, к которому были приписаны окрестные крестьяне. Достопримечательностей шесть: Кафедральный собор Александра Невского, Екатерининская церковь (освященная в 1858 году), Воздвиженский собор, квартал старого города на улице Федосеева, набережная Онежского озера и музей "Полярный одиссей" на набережной.
Ребята из Петрозаводска построили "по старине" поморский коч и ладью. На них совершали дальние морские путешествия. Побывали в Святой земле, прошли вокруг Скандинавии, ходили на Шпицберген и к Новой земле.
В Петрозаводске можно пройтись по улице Ленина и Карла Маркса, прогуляться по улице Дзержинского и посмотреть место, где в 1968 году комсомольцы города оставили послание потомкам в далекий 2018 год, полюбоваться мирно сидящими на скамеечке Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Особое удовольствие можно получить, пройдясь по книжным магазинам, коих здесь превеликое множество. У причала на набережной стоят быстроходные "ракеты", которые за пару часов забросят Вас на остров Кижи. На яхте это удовольствие продлится несколько дольше.
Выйдя часиков в шесть вечера, берем курс на остров Кижи. Ветер в бакштаг, 4 балла, яхта плавно идет, переваливаясь на небольшой волне. Однако к ночи раздуло до 6-7 баллов при короткой острой волне. Взяв два рифа на гроте и стаксель № 2, яхта не снижает скорость менее 6-ти узлов. Некоторые члены команды после праздного употребления большого количества пива в городе на Онеге начинают "висеть за бортом". Другие в это же время усиленно уплетают съестные припасы.
Как показал этот небольшой шторм, команда начинает складываться, что не может не радовать. Новички уже самостоятельно стоят за штурвалом, убирают и ставят паруса, наносят координаты на карту, ориентируются в ситуациях.
Подойдя раньше запланированного времени в район маяка Гарницкий, легли в дрейф под парусами и стали дожидаться рассвета. В 04.30 часов утра решаем, что уже достаточно светло и начинаем заходить в шхеры. Навигационная обстановка на фарватере прекрасная, и мы под двигателем, пятиузловым ходом, между красивых островов добираемся до острова Кижи, где встаем на рейд. Стоянка у причала острова запрещена, непонятно по какой причине.
Остров Кижи - музей-заповедник, в нем собраны памятники архитектуры и быта, которые на протяжении трех столетий создавались в русских, карельских и вепсских деревнях. Грандиозные памятники деревянного зодчества, собранные одним топором без единого гвоздя.
Осмотрели остров, взяв экскурсию в сопровождении молоденького симпатичного гида, карелкой по национальности. Услышали замечательные истории островитян, послушали колокольный звон Церкви Преображения Господня и звон с церкви Св. Лазаря. Мелодичная игра колоколов разносится по всей округе и слышна на соседних островах. Особый рассказ про кижскую баню… Проходя по карельской деревне, обращаем внимание на многочисленные бани, стоящие вдоль побережья. Приходит на ум: - а не попарится ли в баньке?! Тут на берегу у бани отдыхает солидная дама, мы желаем "легкого пара" и спрашиваем о возможности аренды баньки, а в ответ звучат вопросы: - а кто Вы? А откуда? А зачем? Отвечаем, мол, мы - яхтсмены, спортсмены, путешествуем, и т.д. и т.п. Так знакомимся с Эльвирой Вячеславовной, директором замечательного музея-заповедника "Кижи". На следующий день нам предоставляют хорошую деревенскую баньку, на самом берегу озера. Топивший мальчик-истопник справился со своей работой прекрасно, за что и не остался в накладе. Какое это блаженство, похлестать себя, а лучше тебя, веничком и распаренному - в озеро. После третьего захода кожа на теле становится бархатной, а тело воздушным. И уже не смущают те длинных полкилометра пути до яхты под мелко моросящем дождем. Дальше, конечно, ужин, и блаженство, блаженство, блаженство…
Подъем в 05.00 часов утра. Прощальный взгляд на остров. Преображенская церковь играет в лучах утреннего солнца. Тихо урчит двигатель, дающий ход яхте, идущей шхерами. Десять миль - и мы на просторах Онежского озера. Ветер пять баллов, под стакселем и зарифленным гротом скорость яхты в галфвинд - 7,2 узла. Опережая график, приходим в Повенец вечером этого же дня, где и швартуемся у грузового причала.
С 08.00 часов утра работает судоходная инспекция, где мы проходим инструктаж перед входом в Беломорканал. Инспектор проходится по всему атласу Беломорканала, проверяя его корректировку, отмечает, где и как нужно выходить на связь, где какие сложности. Далее зачитывает "Местные правила плавания по судоходным путям Беломоро-Онежского бассейна", проверяет документы на судно и права на управления им, судовую роль и оформляет соответствующий акт.
Совершаем короткую прогулку по Повенцу. Обнаруживаем памятник погибшим в 1931-34 гг. на стройке Беломорканала. Узнаем что Повенцу более 500 лет. Осматриваем памятник павшим в этих местах 1941-44 гг. солдатам Советского союза и Финляндии.
Связавшись со шлюзом № 1, получаем разрешение на проход по Беломорканалу. Всего на канале девятнадцать шлюзов, из которых семь на подъем из Онеги и двенадцать на спуск в Белое море. Шлюзуемся быстро, т.к. идем одни, только у шлюза № 5 встаем на якорь, пропуская судно, шлюзующееся в сторону Онеги. Многие шлюзы двойные.
Нашли удобный метод швартовки в шлюзе: швартовный конец крепится на баке и проводится по борту на корму, где его держит на руках матрос, предварительно пропустив через утку. При подходе к рыму шлюза, второй матрос, стоящий у вант, накидывает "серьгу" на рым, а первый матрос обтягивает швартов и крепит его. Далее остается только регулировать отпорниками расстояние у кормы и у носа яхты. Отход еще проще, подтянул за швартов и снял серьгу.
Вот мы вошли в "Водораздельный канал", собственно, это и есть тот самый рукотворный Беломорканал, который рыли вручную советские политзаключённые. Канал шириной около 50-ти метров, берега выложены камнями по обеим сторонам и укреплены ряжами через небольшие промежутки. В голове появляются видения, как громадное количество людей в ватниках, летом и зимой, в ужасных условиях, роют кирками и лопатами "дорогу" в социализм. Хорошо идти на яхте по этим очень красивым местам и сознавать, что "на дворе" XXI век и мир стремится к чему-то лучшему.
Заночевали на рейде у шлюза № 8 и встали пораньше, чтобы зайти на причал обстановочной базы за шлюзом № 9. На нашем атласе Беломорканала, рукой доброго человека отмечено, что здесь можно прикупить свежей рыбки, молока, ягод и т.д. Что мы и сделали в первом же доме у причала. После отменной ухи отправились на Север и шли до ночи, успев проскочить шлюз № 11 уже в потёмках. И встали на рейд, ночевать. Следующим днем нужно пройти 35 миль и к 15.00 часам подойти под заказанный заранее (на шлюзе № 10) разводной мост. Утро определило по-своему, выдав сильный туман, а на Беломорканале проход судов ночью и в тумане запрещен. Выход состоялся только в 08.30 часов утра, теперь стоит большой вопрос по прохождению разводного моста, т.к. он разводится один раз в сутки (и только по требованию) с 15.00 до 17.00 часов.
Хочется отдельно сказать об обстановочной системе на всем протяжении канала. Она настолько удачна и хорошо выполнена, что идти каналом не только совершенно безопасно, но и приятно.
Немного о быте на яхте. В походе нас было в основном пять человек. Двое занимали форпик, двое по койке в каюте и один койку в "гробу". Мытье посуды (самая сложная и ответственная работа) было распределено между матросами по алфавиту, уборка яхты, по необходимости, назначалась старпомом, он же отвечал за работу с командой и за обеспечение. Обучением занимаются все и постоянно. Капитан свободен от вахт и занимается подготовкой навигации, регулировкой аппаратуры, обеспечением безопасного плавания вообще. Во время плаванья запрещен алкоголь, а семечки запрещены вообще и навсегда. Приготовление пищи происходило поочередно, или у кого есть желание, или у кого лучше получается. Требования к еде очень высокие, домашние. Пользование электричеством ограничивалось возможностью аккумуляторов, но помыться и принять душ можно было всегда.
Пройдя шлюз № 17, встаем к швартовному "быку", где хотим провести вечер и ночь, т.к. к мосту вовремя не успеваем. Связавшись с Капитаном порта Беломорск, определяемся со временем прохождения моста на следующий день и, с благословения местного жителя Олега Екимова (Беломорск, шлюз № 17, дом № 6), на его машине едем осматривать г. Беломорск.
Город Беломорск - небольшой городок, имеющий петроглифы II-го тысячелетия до нашей эры, очень хороший компьютерный центр "Ва-банк", пороги IV категории на реке Выг и очень большое количество пьяных людей.
В середине следующего дня проходим шлюз № 18, разводной мост, наплавной мост и швартуемся у причала Капитана порта Беломорск. Освидетельствование яхты на выход в Белое море инспектором ГИМС и Портнадзором не заняло много времени. Интеллигентные люди осмотрели яхту, проверили документы и дали добро на выход в море.
24 августа - день незалежностi Украiни. Для некоторых членов команды этот праздник один их самых важных в году. В 2001 г. Украина отпраздновала 10-летие своей независимости. Год назад, это дату они отмечали в Киеве, на крупнейшем национальном празднике, а в этом году - в Беломорске. Был накрыт богатый и сытный стол. Выставлена украинская горилка и шотландский виски, а после выпитого начались международные танцы. На следующий день к обеду был готов украинский борщ. Так был отмечен проход второго этапа нашего путешествия.
И так мы выходим в Белое море. Впереди Соловецкие острова и конечный пункт нашего плавания - Архангельск. Решено идти к Соловкам ночью, чтобы с утра пораньше быть на месте и насладится красотами острова. Времени отведено не так уж много, два дня для такого острова очень мало.
Немного о вахтах. Установлены две вахты, по два человека (старший вахтенный и матрос). Дневные - по шесть часов, ночные - по три часа. Вообще команда сложилась неплохая, все умеют сглаживать острые углы, возникающие у всех людей находящихся долгое время вместе в маленьком пространстве. Новички и не новички уже вовсе, быстро схватывают морскую науку, а после прохождения 21 шлюза все стали мастерами швартовки. Теперь требуется больше уделять внимания работе с парусами и картой. Подойдя к Большому Соловецкому острову и не найдя отмеченного на карте входного буя, да еще створ горит только один, встаем на якорь, ждать рассвета. Проход в бухту Благополучия Большого Соловецкого острова впечатляет своими осыхающими отмелями по обеим сторонам фарватера, а когда открывается Соловецкий кремль, забываешь обо всем и наслаждаешься увиденным. За два с половиной дня был обойдён весь остров, Кремль, Секирная гора, Переговорный камень, Филлиповские садки, Савватьевский скит, осмотрена внутренняя система пресных озер, соединенных каналами. И дальше снова в путь.
Попутный шестибальный ветер, грот и цветной геннакер, скорость в семь с половиной узла, волна около двух метров, что еще нужно яхтсмену для сто пятидесятимильного перехода? Через пятьдесят миль ветер усиливается, уже под гротом и стакселем № 2 бежим семь узлов, а волна поднимается до трех метров. Подойдя к дельте Северной Двины, боялись, что на мелях, идущих вдоль фарватера волна еще больше увеличится и будет опасность выброса яхты за противоположную бровку фарватера, где тоже мели. Но мели с западной стороны фарватера столь большие, что на них трехметровая волна разбивается и на фарватер доходит лишь слабый ее отголосок. Заход в Архангельск по реке Северная Двина - это сорок миль нудной работы по кривым рукавам реки.
Зато приход в Архангельский областной яхт-клуб (бывший "Водник") - это радушный прием директором яхт-клуба Владимиром Ивановичем Шатских, отличным яхтсменом, капитаном яхты "Командор" (ЛЭС-35). Конечно, по приходу полная уборка яхты и стол; не простой стол, а застолье по окончанию похода, с "разбором полетов", мечты о следующих походах и планы по подготовке и усовершенствованию яхты. Команда предполагала оставить яхту на зимовку в Архангельске и далее, объединив проекты "Вокруг Скандинавии'2002" и "Вокруг Европы'2003", идти в 2003 г. из Архангельска через Белое, Баренцево, Норвежское и Северное моря в Европу и дальше через Ла-Манш и Бискайский залив в Средиземное море, где на Мальте оставить яхту.
31 августа 2002 года, ветер девять баллов и прогулки отменяются. Начинаем, готовится к подъему яхты на зимнюю стоянку.
Старт похода вокруг Европы намечен на 15 июня 2003 г. Но, лучше не загадывать…:о))

Капитан: Вячеслав Конин
Старпом: Андрей Деркач
Боцман: Александр Королев
Матрос: Дмитрий Чернов
Матрос: Гарик Бевзенко
www.yachtmirabel.boom.ru


Информационный бюллетень "О получении визы для въезда в Норвегию".

Здесь можно скачать красочную презентацию "Святой север России' 2002" с множеством красивых фотографий.